Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………………….……..3
1.1. Пояснительная записка…………………………….………………………...3
1.2. Цель и задачи программы……………..……………………………………..7
1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы….………...7
1.4. Содержание программы………….………………………………………......9
2. Организационно-педагогические условия реализации программы……......15
2.1. Календарный учебный график………………………………………….......15
2.2. Условия реализации программы………………………………………........15
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………........17
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………........17
3. Список литературы……..…………………………………………………......19
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний
день остается одной из самых актуальных. Анализ сложившегося положения с
детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о недостаточной
эффективности системы профилактики дорожно - транспортного травматизма,
воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного
движения. Помочь ребенку избежать опасностей на дорогах можно лишь путем
соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки
его к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, в роли пешехода
или водителя.
В настоящее время общеобразовательные учреждения решают проблему
обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и
дорогах, но этого недостаточно для того, чтобы воспитать грамотного участника
дорожного движения. Нерадостную ситуацию на дорогах подтверждает анализ
дорожно-транспортных происшествий с участием детей, проводимый
сотрудниками ГИБДД. Рост детского дорожно-транспортного травматизма
постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.
Увеличение количества несчастных случаев с детьми на дорогах во многом
происходит потому, что за такой короткий срок обучения, как предлагает школа,
правила дорожного движения детьми не усваиваются на уровне навыка.
Увеличение количества несчастных случаев с детьми во многом происходит
потому, что учащиеся нарушают правила, не осознавая возможных опасных
последствий своих действий, т.к. не в полной мере владеют правилами
безопасного поведения во дворе, на улице и дороге, или имеют необходимые
знания, но не всегда их используют. К тому же, требования к качеству знаний
обучающихся по безопасности дорожного движения постоянно повышаются в
связи с возрастанием интенсивности движения на дорогах. Программа
дополнительного образования детей «Отряд ЮИД» представляет собой
углубленный курс по обучению школьников безопасности дорожного движения и
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
Нормативно-правовая база.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮИД» разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
3
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция,
действующая с 1 марта 2022 года) (далее – ФЗ).
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с
изменениями на 30 сентября 2020 года №533) (далее Порядок».
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Отряд ЮИД» относится к программам социально-гуманитарной
направленности. Программа направлена на изучение и пропаганду правил
дорожного движения.
Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается
поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность
возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные
случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на
маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к
сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают
дети. Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной
безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении
правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача
учителя и объединения ЮИД. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры
на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное
впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё
усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков,
4
сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы шоу - программ по агитации
дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои
творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты
знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил
дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае,
когда обучающийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на
проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и
быть более требовательным к себе. Причём, знание основ медицинских знаний и
умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает
учащимся уверенней чувствовать себя в жизни. В конце курса дать возможность
детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях является
лучшей проверкой работы данного объединения.
Отличительные особенности программы «Отряд ЮИД» в том, что с
целью повышения эффективности образовательного процесса используются
современные педагогические технологии: проектирование, организаторские
методы, информационные технологии обучения.
Главные принципы:
1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы;
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;
3. Предполагает постепенное усложнение материала;
4. Добровольность участия в данном виде деятельности;
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий;
6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.
Социально - педагогическая целесообразность программы «Отряд
ЮИД» состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения,
приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских
знаний даст возможность учащимся стать полноценными участниками
безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются в принципах обучения: индивидуальность,
доступность, преемственность; в формах и методах обучения: слайд-лекции,
практикумы, выполнение проектов, исследовательская работа; в методах
контроля и управления образовательным процессом: тестирование, анализ
результатов конкурсов; в средствах обучения: тетрадь, тесты, видеофильмы,
компьютер, мультимедийные презентации.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 13-14 лет,
адресована всем желающим. Набор детей носит свободный характер и обусловлен
интересами обучающихся и их родителей.
5
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 45
минут. Общее количество часов в неделю - 1 час.
Объем
программы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Отряд ЮИД» разработана в объеме 24 часа.
Срок реализации образовательной программы – 6 месяцев.
Формы обучения – очная, в период карантина и карантинных
мероприятий может быть дистанционной (на платформе «СФЕРУМ»).
Особенности организации образовательного процесса. Набор в
объединение осуществляется на свободной основе по заявлению родителей
(законных представителей). Занятия проводятся с полным составом
объединения, но по мере роста опыта занимающихся. Делается больший упор на
групповые и индивидуальные занятия. Обязательным условием является
практическое участие ребят в подготовке и проведении мероприятий.
Основными формами учебно-воспитательного процесса являются:
Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых
мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде
знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и
подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм
проведения занятий:
1. тематические занятия;
2. игровые тренинги;
3. разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
4. экскурсии;
5. конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
6. изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
7. выпуск стенгазет;
8. разработка проектов по правилам дорожного движения;
9. встреча с работниками ГИБДД;
10. просмотр видеофильмов.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, круглый
стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном, областном смотре
ЮИД.
6
1.2. Цель и задачи программы
Цель
программы
формирование
обязательного
минимума
знаний
и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей
школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах
и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного
движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно - транспортных
происшествий, участниками которых становятся школьники.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
Обучающие:
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания
по данному вопросу;
- сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность.
Развивающие:
-развивать
мотивацию
к
безопасному
поведению;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
1.3.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения
программы
По окончании освоения дополнительной общеобразовательной программы
«ЮИД» обучающиеся демонстрируют следующие результаты:
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения;
7
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных
ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать
выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих
универсальных
учебных
действий:
Регулятивные УУД:
- обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
- обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку
результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
- обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
- обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию
при выполнении заданий;
- обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие
способности.
Коммуникативные УУД:
-обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров,
отличные от собственных;
- обучающиеся научаться обращаться за помощью;
- обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
- обучающиеся научаться слушать собеседника;
- обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
- обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
- обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
- обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении правил
безопасности дорожного движения;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
8
- Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием
обучающихся;
- Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного
движения;
- Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
- Повысить дорожную грамотность обучающихся;
- Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой;
- Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
1.4.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 года обучения
№
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Формы контроля
Теория
Практика
Вводное
занятие
«Мы 1
ЮИДовцы – а это
значит…»
Общество и автомобиль.
1
1
0
1
0
История развития транспорта.
Виды транспортных средств.
Организация
дорожного 6
движения.
1
0
3
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
Дорожная этика.
Дорожные знаки.
Светофор и регулировщик.
Перекресток.
Азбука дороги.
Опасность на дороге.
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0
0
0
1
0,5
1
4.
Азбука спасения.
6
3
3
1.
2.
2.1.
3.
9
Индивидуальная
групповая/
Тест
Индивидуальная
групповая/
Тест, зачёт
соревнование
Индивидуальная
групповая/
Тест, зачёт
соревнование
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5.
Служба скорой медицинской
помощи.
Аптечка первой помощи –
автомобильная.
Первая
помощь
при
несчастных случаях.
Кровотечения. Переломы.
Ожоги. Обморожения.
ЮИД – за безопасность!
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
1
1
1
1
6
0,5
0,5
3
0,5
0,5
3
5.1.
Мероприятия по профилактике 2
детского
дорожнотранспортного травматизма.
1
1
5.2.
Формы
безопасности
движения.
пропаганды 2
дорожного
1
1
5.3
Патрулирование.
2
1
1
6.
Мой друг велосипед.
3
1,5
1,5
6.1.
Устройство
велосипеда
и
правила его эксплуатации.
Велосипедист
–
водитель
транспортного средства.
Итоговое занятие «Уважай
закон дорог!»
Итого:
1,5
1
0,5
1,5
0,5
1
1
0,5
0,5
24
13
11
6.2
7
10
Индивидуальная
групповая/
Тест, зачёт
соревнование
Индивидуальная
групповая/
Тест, зачёт
соревнование
Содержание учебного (тематического) плана
1.
Вводное занятие «Мы ЮИДовцы – а это значит…».
Теория: Содержание, цель, задачи образовательной программы «Штаб
ЮИД». Направление деятельности отрядов ЮИД. Роль отрядов в обеспечении
безопасности дорожного движения. Взаимодействие с ГИБДД Техника
безопасности на занятиях детского объединения. Оборудование кабинета.
Практика: Ролевая игра «Расскажи о соседе справа». Разгадывание филфорда
«Перепутались слова» (зашифровано 21 слово «дорожной» тематики, нужно их
найти). Экскурсия в автогородок (игра). Демонстрация макетов и игрушек,
выполненных обучающимися.
2. Общество и автомобиль.
2.1. История развития транспорта.
Теория: Изобретение колеса. История развития транспорта. Первые
автомобили. Энциклопедия транспорта.
Практика: Посещение музея ГИБДД и музея «Пожарная часть».
2.2. Виды транспортных средств.
Теория: Виды транспортных средств. Транспорт грузовой и пассажирский.
Личный и общественный транспорт. Транспорт в городе.
Практика: Экскурсии по селу на автобусе. Конкурс рисунков «Будем с
улицей на Вы».
3. Организация дорожного движения.
3.1. Дорожная этика.
Теория: Правила дорожного движения - основной закон дороги. Из истории
правил дорожного движения Российской Федерации. Основные понятия и
термины, используемые в правилах. Требования к участникам дорожного
движения. Обязанности водителей и пешеходов. Ответственность водителей и
пешеходов.
Практика: Ролевая игра «Грамотный пешеход». Загадки, викторина «Игра в
термины». Игра «Немое кино» - с помощью пантомимы изобразить правила для
пассажиров.
3.2. Дорожные знаки.
Теория: Дорожные знаки: группы, значение. Обозначение знаков в Правилах
дорожного движения. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие
знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки
сервиса. Знаки дополнительной информации. Знаки особых предписаний. Знаки –
исключения. Знаки для пешеходов и водителей.
Практика: Наблюдение за дорогами с интенсивным движением. Разработка
безопасных маршрутов с нанесением дорожных знаков и обозначением опасных
11
участков пути. Викторина «Узнай знак». Настольная игра «Дорожная мозаика».
Игры в автогородке с учетом дорожных знаков и дорожной разметки. Игра
«Новый знак». Творческий конкурс «Дорожный знак на новогодней елке».
3.3. Светофор и регулировщик.
Теория: Светофор - из истории. Эволюция светофора. Назначение и виды
светофоров. Транспортные светофоры: с вертикальным, горизонтальным
расположением сигналов, с дополнительной секцией, реверсивные, для
регулирования движения через железнодорожные пути, для трамваев и других
маршрутных транспортных средств, для регулирования движения в определенных
направлениях. Светофоры для велосипедистов. Пешеходные светофоры: со
звуковым сигналом, вызывной кнопкой, с электронным табло. Место установки.
Сигналы светофора. Регулирование дорожного движения с помощью светофора и
регулировщика. Регулировщик дорожного движения. Сигналы регулировщика.
Жезл. Диск с красным сигналом (световозвращателем).
Практика: Отработка навыков проезда и перехода проезжей части в
соответствии с сигналами светофора в автогородке. Отработка навыков
регулирования дорожного движения на учебном перекрестке в соответствии с
сигналами светофора. Моделирование дорожных ситуаций. Разводка транспорта
на макете. Творческий конкурс «Три сигнала светофора».
3.4. Перекресток.
Теория: Виды перекрестков: четырехсторонние, Х-образные, Т-образные, Уобразные, многосторонние. Перекресток равнозначных дорог. Регулируемые,
нерегулируемые перекрестки. Граница перекрестка. Принцип приоритетности
регулирования дорожного движения: регулировщик – светофор – дорожные знаки
– дорожная разметка – дорожное покрытие – правило правой руки. Регулируемые
и нерегулируемые пешеходные переходы. Подземные, надземные пешеходные
переходы. Движение пешеходов через регулируемые и нерегулируемые
перекрестки.
Практика: Решение логических задач «Проезд перекрестка» Разводка
транспорта на макете. Отработка навыков проезда регулируемых и
нерегулируемых перекрестков в автогородке.
3.5. Азбука дороги.
Теория: Понятие «дорога». Экскурс в историю – история дорог. Строение
дорог. Дорожное покрытие: бетон, асфальт, булыжник, щебенка, гравий.
Проезжая часть дороги. Дорожная разметка. Виды, значение. Горизонтальная
дорожная разметка. Вертикальная дорожная разметка. Постоянная и временная
дорожная разметка. Дороги с односторонним, двусторонним движением; с
разделительной полосой, с одной и двумя проезжими частями; с одной и более
полос движения. Главная, второстепенная дорога. Равнозначные дороги.
12
Пересечение дорог, примыкание дорог. Пешеходные переходы и места остановки
маршрутных транспортных средств.
Практика: Изготовление макета микрорайона города с нанесением дорожной
разметки. Проекты «Маршрут безопасного движения», «Безопасный путь в …».
Дорожное домино.
3.6. Опасность на дороге.
Теория: Дорожно-транспортные происшествия, их причины и последствия.
Столкновение. Наезд: на препятствие, на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд
на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на
животных. Причины дорожно-транспортных происшествий. Статистика
дорожно-транспортных происшествий – общая, детский дорожно-транспортный
травматизм. Виды происшествий: лобовое столкновение, удар в бок автомобиля,
резкое торможение, удар автомобиля сзади, переворачивание автомобиля,
столкновение автомобиля с пешеходами. Предупреждение и профилактика
дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности: ремни
безопасности, преднатяжители, подголовники, подушки безопасности.
Расположение, состав, скорость движения подушек безопасности. Детские
удерживающие устройства.
Практика: Составление сигнальной (технологической) карты «Виды
дорожнотранспортных происшествий – средства безопасности». Просмотр
видеофильмов. Отработка алгоритма действий при дорожно-транспортном
происшествии.
4. Азбука спасения.
4.1. Служба скорой медицинской помощи.
Теория: Принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
Служба скорой медицинской помощи. Телефоны экстренного вызова.
Практика: Просмотр документальной хроники «Деятельность Красного
креста в годы ВОВ». Ролевые ситуации «Вызов скорой помощи»
4.2. Аптечка первой помощи - автомобильная.
Теория: Автомобильная аптечка ФЭСТ. Содержание автомобильной аптечки.
Применение средств, входящих в автомобильную аптечку при дорожнотранспортном происшествии.
Практика: Игра «Собери аптечку».
4.3. Первая помощь при несчастных случаях.
Теория: Несчастные случай. Меры предосторожности. Утопление. Первая
помощь при утоплении. Поражение молнией. Симптомы поражения молнией.
Первая помощь. Поражение электрическим током. Симптомы поражения
электрическим током. Первая помощь при поражении электрическим током.
Отравления. Виды и причины отравлений. Признаки и симптомы отравлений
13
различного характера. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях.
Применение препаратов из автомобильной аптечки. Первая помощь при укусах,
ужаливании насекомыми, змеями.
Практика: Просмотр учебных фильмов «Отравления. Острые, пищевые»,
«Поражение электрическим током и молнией». Оказание первой доврачебной
медицинской помощи при укусах, ужаливании. Составление памяток «Первая
помощь при отравлении грибами», «Первая помощь при поражении
электрическим током».
4.4. Кровотечения. Переломы.
Теория: Виды кровотечений. Методы временной остановки наружного
кровотечения. Правила наложения жгута. Сгибание конечности, наложение
давящей повязки. Виды переломов. Признаки и симптомы переломов. Первая
доврачебная медицинская помощь. Общая характеристика транспортной
иммобилизации. Виды шин.
Практика: Просмотр учебного фильма «Раны. Кровотечения». Оказание первой
медицинской доврачебной помощи при наружном кровотечении с помощью
подручных средств и средств из автомобильной аптечки. Просмотр учебного
фильма «Переломы». Оказание первой доврачебной помощи при переломах.
4.5. Ожоги. Обморожения.
Теория: Виды ожогов. Степени ожогов. Первая доврачебная медицинская
помощь при ожогах различного характера. Обморожение. Признаки и симптомы.
Степени обморожения. Наложение стерильных повязок.
Практика: Просмотр учебного фильма «Ожоги». Оказание первой
доврачебной медицинской помощи при ожогах различной степени. Оказание
первой доврачебной помощи при обморожениях.
5. ЮИД - за безопасность!
5.1. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Теория: Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма: операции, акции, конкурсы, «минутки безопасности».
Практика: Участие в акциях «Безопасный переход «Зебра», «Внимание! Знак
«Дети!», «Будь рядом в трудную минуту», «Безопасные каникулы».
5.2. Формы пропаганды безопасности дорожного движения.
Теория: Формы пропаганды безопасности дорожного движения: агитбригада,
листовки, памятки, плакаты.
Практика: Изготовление и выпуск листовок и памяток для пешеходов и
водителей. Проведение «минуток безопасности».
6. Мой друг - велосипед.
6.1. Устройство велосипеда и правила его эксплуатации.
14
Теория: Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. Разборка и
сборка велосипеда. Неисправности и их устранение.
Практика: Частичная разборка велосипеда. Устранение неисправностей
седла, колеса, руля, каретки, педалей. Регулировка колес. Тренировочная езда на
велосипеде. Упражнения на сохранение равновесия.
6.2. Велосипедист – водитель транспортного средства.
Теория: Правила езды на велосипеде. Предупредительные сигналы,
подаваемые велосипедистами. Просмотр д/фильма «Заяц в седле»,
Практика: Упражнения на сохранение равновесия. Отработка навыков
безопасной езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда
7. Итоговое занятие «Уважай закон дорог!»
Практика: Квест-игра «Уважай закон дорог!
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Дата
начала
обучения
11 января
Дата
окончания
обучения
27 июня
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
24
24
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
24
1 занятие по
1 часу в
неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Данная программа может быть
эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов:
- класс «Светофор» с дорожными знаками, дорожной разметкой и светофорами
для водителей и пешеходов.
-полоса препятствий: «фишки», «рейки», «качели», «змейка», «желоб»,
«стиральная доска»;
- велосипеды;
-аптечка автомобильная, перевязочные материалы;
-компьютеры и программное обеспечение;
-магнитные доски для моделирования дорожных ситуаций.
-интерактивная доска;
15
Инвентарь и оборудование:
- макеты машин – 5 шт.
-фишки – 5 шт.
- набор магнитных знаков – 1 шт.
Методический комплекс, состоящий из информационного материала и
конспектов; технологических и инструкционных карт; методических разработок
и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к
практическим занятиям.
Информационные ресурсы:
- Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»- М.: Просвещение,
2013
- Детская обучающая программа «Азбука безопасности на дороге». Диск, 2009
- Обучающая настольная игра «Светофор», 2010
Интернет-ресурсы:
- http://yuid.ru/
- http://www.dddgazeta.ru/yuid/
- http://uidru.cdutt.ru/
- http://www.gibdd.ru/
- http://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-pdd-dlja-shkolnikov.html
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы «Отряд ЮИД» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее или среднее педагогическое образование.
Требования к педагогическому стажу работы и квалификационной категории
педагога не предъявляются. Педагог дополнительного образования должен
систематически повышать свою профессиональную квалификацию. Основными
направлениями деятельности педагога являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при
решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
- профессиональная компетентность;
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- правовая компетентность.
16
Методические материалы
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих
учебников, учебных и учебно-методических пособий:
1. Мерзликина В.В. Методическая разработка по организации отряда «ЮИД»
в школе 2016г.
2. Газета «Добрая дорога детства»
3. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим
безопасность надороге.2004г.
4. Методические рекомендации по организации работы по безопасности
дорожного движения в школе, 2004
5. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
6. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2012
7. Журнал «Педсовет»
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Стартовая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится
как письменно, так и устно.
Формами
аттестации
являются
собеседования,
соревнования,
тестирование, практические задания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-видеозапись;
-грамоты, благодарственные письма, сертификаты;
-журнал посещаемости;
-материалы тестирования;
-протоколы соревнований;
-фотографии;
-статьи в СМИ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
-соревнования, сборы.
-участие в спортивных и физкультурно-массовых мероприятиях школьного и
муниципального уровня.
2.4. Оценочные материалы
Материалы для контроля и определения результативности занятий:
-тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и
обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие
игры;
17
-развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, кроссворды;
- дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
- видеофильмы, фотоальбомы, журналы, буклеты.
- стихи, сказки, загадки, сказки, агитбригады.
Критерии оценивания:
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по
каждому
показанию.
Все
баллы
суммируются,
и
вычисляется
среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения
программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если
средний арифметический балл обучающегося составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1.Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания
дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
9-7 баллов – оценка 3
6-1 не зачёт
2. Первая помощь (медицина)
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по
оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов
с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый
правильный ответ начисляются баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
3. Знание велосипеда (теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся
определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5 баллов - оценка 5 - нет ошибок
4 балла - оценка 4 - 2ошибки
3 балла - оценка 3 - 3-4 ошибки
2 балла - оценка 2 - 5 и более ошибок
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксельрод, А. Ю. Скорее «Скорой» [Текст] / А. Ю. Аксельрод. - М. :
Медицина, 1990. - 80 с.
2. Бачевский, Р.И. Изучаем правила дорожного движения [Текст] / Бачевский
Р.И., Буланова В.В., Шальпова Т.К. - Н. Новгород: Нижегородский
гуманитарный центр, 1998. – 143 с.
3. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия
«Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
5. Извекова, Н.А. Штаб «Светофор» [Текст] / Н.А. Извекова. - М.: Молодая
гвардия, 1984. – 79 с.
6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для
школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 6. Правила
дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест,
2006.
7. Комлева, А.Л. Дети и дорога [Текст] / А.Л. Комлева. – М.: Молодая гвардия,
1998 – 156 с.
8. Комлева, А.Л. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ [Текст] /
А.Л. Комлева. – Волгоград :Аваста, 1994. – 98 с.
9. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10. Маландин, И.Г. Внимание, дети! [Текст] / И.Г. Маландин – М.: Педагогика,
1975. – 80 с. 7. Семенюк, В.И. Изучение Правил дорожного движения [Текст]
: книга для учителя / Семенюк В.И., Владимиров Н.В. – 2–ое изд., перераб. и
доп. – Мн. : Народная асвета, 1986. – 88 с.
11. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с
родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
12. Серяков, И.М. Пособие для изучения правил движения пешеходов [Текст] /
И.М. Серяков. – М. : Высшая школа, 1971. – 204 с.
13. Учителю о правилах дорожного движения [Текст] / сост. Н.А. Извекова. –
М.: Просвещение, 1982. – 132 с.
14. Шапиро, Л.Б. Уличный травматизм и первая помощь при травмах [Текст] /
Шапиро Л.Б., Левитин С.А. – М. : Медицина, 1967. – 114 с.
15. Шелков, Ю.Д. На зеленый свет [Текст] / Ю.Д. Шелков. – М.: ДОСААФ ССР,
1980. – 187 с. 12. Щелканова, Т. Г. Универсальная подготовка подростков к
19
безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008. – 96
с.
16.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]
методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008. – 130 с.
17. ЯкуповА.М. «Формирование транспортной культуры школьников»:
Челябинск,2008.-367с.
Список литературы для обучающихся
1. Алексанян Г. Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в
иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 – 135 с.
2. Богачек Б.И. Наш друг – велосипед. - Свердловск, 1988.
3. Гадимов, В.И. Сборник задач по правилам дорожного движения [Текст] : для
учащихся образовательных и внешкольных учреждений / В.И. Гадимов – Курган:
Дамми, 2000. – 149 с.
4. Горько, В. В. Страхование автогражданской ответственности [Текст] :
комментарии, пояснения, ответы на вопросы / В. В. Горко. – М. : Издательский
Дом Третий Рим, 2003. – 32с.
4. Лаппо, Н.В. 100 задач по Правилам дорожного движения [Текст] : для среднего
школьного возраста / Н.В. Лаппо. – Мн.: Народная асвета, 1981. – 48 с.
5. Серяков, И.М. Дорожная грамота [Текст] / И.М. Серяков. – Саратов:
Приволжское книжное издательство, 1971. – 91 с. 6. Якупов, А.М.
Список интернет-ресурсов
1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения
участников
отрядов
юных
инспекторов
движения
(http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Материалы по повышению квалификации (в том числе по модульным
курсам)
преподавательского
состава
(http://минобрнауки.рф/документы/4961).
3. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам
безопасности
дорожного
движения
(http://минобрнауки.рф/документы/4962).
4. Модульные программы повышения квалификации педагогов, работающих
с отрядами ЮИД в дошкольных образовательных организациях
(http://минобрнауки.рф/документы/4963).
5. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов
нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных
организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию
в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
20
6. Учебно-методический комплект для совершенствования подготовки
водителей из числа лиц с ограниченными физическими возможностями
(http://минобрнауки.рф/документы/4968).
7. Учебно-методические комплекты для дошкольных образовательных
организаций по обучению детей безопасному участию в дорожном
движении (http://минобрнауки.рф/документы/4969).
8. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма
на
период
2013-2020
г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
9. Положение о федеральном экспериментальном центре «Детский автогород»
и методические рекомендации по организации их деятельности
(http://минобрнауки.рф/документы/5452).
21