Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа №2» Россия, 623051, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Бисерть, ул.Чапаева, д.7 тел./факс 8(34398)6-16-30, e-mail: bisertschool2@yandex.ru, сайт: https://bisert2.uralschool.ru ПРИЛОЖЕНИЕ №6.22 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждена Приказом директора № 56 от 31.08.2023г) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Пояснительная записка АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»1. Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых 1Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35. 2 позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов. Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную программу позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ Программа курса разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания - полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы. Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы. Содержание курса ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Содержание курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2*4. Читательская грамотность - основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также 2По материалам сайта Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] // https://www.oecd.org/pisa/ data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf. 4 оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат программы открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. 5 Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: • научно объяснять явления; • демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем программа предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно научной грамотности в рамках программы могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для 6 применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля - дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных 7 решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Читательская 5 класс Уровень узнавания и понимания 6 класс Уровень понимания и применения находит и извлекает информацию из различных текстов применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем 7 класс анализирует и Уровень анализа интегрирует информацию, и синтеза полученную из текста 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания Грамотность Математиче ская Естественно научная находит и находит и извлекает извлекает математическую информацию о естественнонауч информацию в ных явлениях в различном различном контексте контексте применяет объясняет и математические описывает знания для естественнонауч решения разного ные явления на рода проблем основе имеющихся научных знаний формулирует распознает и математическую исследует личные, местные, проблему на национальные, основе анализа ситуации глобальные естественнонауч ные проблемы в различном контексте интерпретирует и интерпретирует и оценивает оценивает математические личные, местные, данные в национальные, контексте лично глобальные значимой естественнонаучные проблемы в ситуации 8 Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте применяет финансовые знания для решения разного рода проблем анализирует информацию в финансовом контексте оценивает финансовые проблемы в различном контексте различном контексте в рамках предметного содержания оценивает форму интерпретирует и интерпретирует и 9 класс Уровень оценки и содержание оценивает оценивает, делает (рефлексии) в текста в рамках математические выводы и строит рамках метапредметного результаты в прогнозы о личных, контексте местных, метапредметного содержания национальной национальных, содержания или глобальной глобальных ситуации естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Личностные Читательская 5-9 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Грамотность Математиче ская Естественно научная объясняет объясняет гражданскую гражданскую позицию в позицию в конкретных конкретных ситуациях ситуациях общественной общественной жизни на основе жизни на основе математических естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с норм морали и позиции норм общечеловечесморали и ких ценностей общечеловечес ких ценностей Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не 9 менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю. Таким образом, общее количество часов: минимальное - 170 часов, максимальное - 340 часов. Количество часов на один год обучения в одном классе комплекте - от 34 до 68, т.е. по 1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность»; 10 • 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности; • 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения. Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности. 1 четверть - модуль «читательская грамотность». Другие модули могут по потребностям и возможности организации идтив любом порядке, например: 2 четверть - модуль «математическая грамотность», 3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность»,4 четверть модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного 11 общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 5 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия К ол-во часов Формы деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Игра, экскурсия. Игра, круглый стол. Круглый стол, игра, квест. К ол-во часов Формы деятельности Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги Сколько стоит «своё дело»? Проведение рубежной аттестации. Итого Беседы, диалоги, дискуссии. Проект, игра. Тестирование. 6 класс № 1. Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. 1 13 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. 3. 4. 5. 6. 7 Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 1 2 8 Проведение рубежной аттестации. Итого Игра, круглый стол, дискуссии. Беседы, диалоги, дискуссии. Проект, игра. Тестирование. 7 класс № 1. 2. 3. 4. Тема занятия К ол-во часов Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. 1 Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 14 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 5. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. 1 15 Беседы, диалоги, дискуссии. 6. 7 Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта - твой безопасный Банк в кармане. Проведение рубежной аттестации. 1 Проект, игра. 2 8 Тестирование. К ол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 1 Викторина, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Проект, игра. 2 8 Тестирование. Итого 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 Тема занятия Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. Проведение рубежной аттестации. Итого 9 класс 16 № Тема занятия 1. Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Г осударственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. Проведение рубежной аттестации. Итого 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. К ол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 1 Круглый стол, дебаты. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, викторина, квест, квиз. 1 1 1 8 Дебаты, беседы. Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?». Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс 17 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Формы деятельности К ол-во часов Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Проведение рубежной аттестации. Беседа, конкурс. 1 1 1 1 ИТОГО 18 Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. 1 Квест, конкурс. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 1 2 9 Ролевая игра. Тестирование. 6 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Формы деятельности К ол-во часов Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. 1 Беседа, конкурс. 1 Круглый стол, ролевая игра. 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 1 Круглый стол, дискуссия. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 1 Проведение рубежной аттестации. 2 9 ИТОГО 19 Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Тестирование. 7 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Формы деятельности К ол-во часов Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественнаяситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом целидальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного дляанализа. Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы. Проведение рубежной аттестации. Итого 20 1 Беседа, круглый стол, ролевая игра. 1 Квест, дискуссия, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 2 9 Тестирование. 8 класс № Т ем а зан яти я Ф ор м ы дея тел ь н ости К ол-во часов 1. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. 2. Сопоставление содержания текстов официально делового стиля. Деловые ситуации в текстах. 3. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? 4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) 5. Поиск ошибок в предложенном тексте. 6. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 7. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). 8. Проведение рубежной аттестации. Итого 21 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Беседа, круглый стол. 1 Квест, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 2 9 Тестирование. 9 класс № 1. 2. 3. 4. 5. Т ем а зан яти я Ф орм ы дея тел ь н ости К ол-во часов Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный тексткак источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оцениватьстепень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов:текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. 6. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. 7. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). 8. Проведение рубежной аттестации. Итого 22 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра, круглый стол. 1 Работа в группах, соревнованиев формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 2 9 Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс № 1. Т ем а зан яти я Ф ор м ы дея тел ь н ости К ол-во часов Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 1 Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 3. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. 1 Обсуждение, урокисследование. 4. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 1 Беседа, обсуждение практикум. 2. 5. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составлениемодели. 6. 7. 1 Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. 1 Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 1 23 Беседа, обсуждение, практикум. Обсуждение, практикум, брейн-ринг. Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. Обсуждение, урокпрактикум, моделирование. Урок-практикум. 8. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. 9. Проведение рубежной аттестации. Итого 24 1 1 9 Урок-практикум. Тестирование 6 класс № Т ем а зан я ти я 1. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 2. Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,движение, работа. 3. 4. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. 6. Ф ор м ы дея тел ь н ости К ол-во часов 1 1 1 1 1 1 7. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. 8. Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 9. Проведение рубежной аттестации. 1 1 1 25 Игра, обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урок-практикум. Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. Урок-игра, урокисследование. Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Обсуждение, урокпрактикум. Беседа, урокисследование, моделирование. Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Тестирование. 6 OJOXJJ 7 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Т ем а зан яти я Ф ор м ы дея тел ь н ости К ол-во часов Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мирас помощью линейной функции. 1 1 Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместнуюработу. 1 Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задачпрактического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющееоснование многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые илинейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Проведение рубежной аттестации. 1 1 1 1 1 1 27 Обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урокпрактикум. Обсуждение, урокпрактикум. Обсуждение, урокпрактикум,урокисследование. Урок-игра, урокисследование. Урок-исследование. Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Проект, исследовательская работа. Тестирование. 6 OJOXJJ 8 класс № 1. 2. Т ем а зан яти я Ф ор м ы дея тел ь н ости К ол-во часов Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни. 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. 4. Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительноерасположение, равенство. 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. 6. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. 7. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. 8. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. 9. Проведение рубежной аттестации. Практикум. 1 Беседа. Исследование. 1 Исследовательская работа, практикум. 1 Проектная работа. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 Итого 29 1 Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. 1 Урок-исследование. 1 Урок-практикум. 1 9 Тестирование. 9 класс № 1. Т ем а зан яти я К ол-во часов Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы. 1 2. 3. Ф ор м ы дея тел ь н ости Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. 1 1 4. 5. Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Исследование. Практикум. Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. Обсуждение. Исследование. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. 6. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 1 1 Обсуждение. Практикум. 7. 8. 1 Обсуждение. Практикум. Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. Тестирование. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. 1 1 9. Проведение рубежной аттестации. Итого 30 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс № 1. 2. 3. Тема занятия Звуковые явления Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. К ол-во часов 1 1 1 1 4. Углекислый газ в природе и его значение. 1 5. Земля и земная кора. Минералы Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. 1 6. Атмосфера Земли. 1 31 Формы деятельности Беседа, демонстрация записейзвуков. Наблюдение физическихявлений. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдениефизических явлений. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. Живая природа 7. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. 8 Проведение рубежной аттестации. Итого 8 1 Беседа. Презентация. Тестирование. 1 6 класс № 1. 2. 3. 4. Тема занятия К ол-во часов Строение вещества Агрегатные состояния Тело и вещество. 1 вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели 1 атома. Тепловые явления Тепловые явления. Тепловое расширение тел. 1 Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и 1 конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная 32 Формы деятельности Наблюдения. Лабораторная работа. Моделирование. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Проектная работа. 5. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. 1 33 Обсуждение. Исследование. Проектная работа. Живая природа 6. 7. Царства живой природы Проведение рубежной аттестации. Итого 1 2 8 Квест. Тестирование. 7 класс № Тема занятия К ол-во часов 1. Структура и свойства вещества Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и 1 газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение 2. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Г идростатический парадокс. 3. 4. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля, мировой океан Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Формы деятельности Беседа. Демонстрация моделей. Демонстрация моделей.Лабораторная работа. 1 1 1 34 Посещение производственныхили научных лабораторий с разрывными машинами и прессом. Проектная деятельность. 5. 6. 7. 8. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие Растения. Г енная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 1 Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей фактов». 1 1 8 Тестирование. 8 класс № 1. Тема занятия К ол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества (электрические явления) Занимательное электричество. Беседа. Демонстрациямоделей. 1 Электромагнитные явления. Производство электроэнергии 35 2. Магнетизм и электромагнетизм. Беседа. Демонстрациямоделей. Презентация. 1 36 3. Строительство плотин Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 4. 5. 6. 7. 8. Гидроэлектростанции.Экологические риски 1 при строительстве гидроэлектростанций. Проектная работа. Нетрадиционные виды энергетики, 1 объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. 1 Моделирование. Виртуальноемоделирование. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. 1 Проведение рубежной аттестации. 1 Тестирование. Итого 8 9 класс № Тема занятия К ол-во часов Структура и свойства вещества 1 На сцену выходит уран. Радиоактивность. 1. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества Изменения состояния веществ. 37 Формы деятельности Демонстрация моделей. Дебаты. Беседа. Демонстрация моделей. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Физические явления и химические превращения. 1 Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. 1 Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. 1 Основные методы селекции растений, животныхи микроорганизмов. Экологическая система Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. 1 Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. 1 Основы рационального природопользования. Проведение рубежной аттестации. 2 Итого 8 38 Презентация. Учебный эксперимент. Исследование Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент.Наблюдение явлений. Демонстрация моделей. Моделирование. Тестирование. Для повышения эффективности занятий по формированию функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по проведению программы. В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе. Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?», учитывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами3. Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика. Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач - по другую. После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с «сытых». Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности). В ходе рефлексии, учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию. Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем. Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики самооценка уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. Учащиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Ученики должны сами образовать группы, а назначение компонента 3 Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений / Л. С. Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л. С. Кожуховской. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. - 233 с. https://www.youthworker. by/images/_library/Kopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf 39 необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку с названием компонента функциональной грамотности из шляпы/непрозрачного пакета). Каждой из шести команд дается описание уровней сформированности той или иной составляющей ФГ. Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей ФГ? 2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий уровень? Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ можно использовать примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим (http://skiv. instrao.ru/). На работу групп дается 10-15 минут. За это время учитель рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ). После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут). В ходе проведения данной методики, учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками, учитывают разные мнения. Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом. 40