Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы 1.4. Содержание программы 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 2 3 3 8 9 11 15 15 15 17 19 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Современное общество переживает активную стадию цифровой трансформации. Все больше сфер жизни людей становятся зависимыми от информационных технологий и электроники. Одной из составляющих информационной компетентности является владение языком программирования, вследствие чего встает вопрос о выборе языка программирования, который отвечает современным требованиям к написанию программ, служит основой для дальнейшего развития и совершенствования навыков программирования и удобен в освоении подростками. Язык программирования Python принято считать одним из самых простых в освоении. Обучаться языку возможно имея лишь базовые навыки использования компьютера, установка необходимого ПО не сложнее установки любой другой программы, а синтаксис языка не перегружен и интуитивно понятен. Данные факторы раскрывают Python максимально эффективным инструментом при обучении детей программированию. При этом Python является современным, востребованным и перспективным языком разработки, позволяющим не только заложить фундамент знаний будущих программистов и инженеров, но получить востребованные и актуальные навыки, необходимые в учебной, проектной и повседневной деятельности. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «Основы программирования на Python» имеет техническую направленность, что позволяет обучающимся приобщиться к инженерно-техническим знаниям в области инновационных технологий, сформировать техническое мышление. Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 3 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» 13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении 4 информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Актуальность программы обусловлена повышенным спросом на изучение языков программирования детьми, в частности языка Python. Python изучается в школьном курсе информатики, необходим для решения олимпиадных и конкурсных заданий, а также сдачи ЕГЭ, имеет прикладной характер и может использоваться для решения повседневных задач. Кроме того, Python является востребованным языком программирования, используемым профессиональными инженерами во многих сферах ITиндустрии, поэтому знание данного языка даже на базовом уровне повышает шансы будущих выпускников на трудоустройство. Отличительная особенность программы заключается в возможности получения обучающимися универсальных компетенций, необходимых при дальнейшем изучении не только информационных технологий, но и предметов гуманитарного и естественно-научного цикла. Также в результате изучения парадигмы объектно-ориентированного подхода к 5 программированию происходит формирование базовых знаний и умений для работы с большинством популярных языков и необходимых при освоении других IT-направлений. Программа «Основы программирования на Python» является практикоориентированной. Освоение подростками навыков программирования происходит в процессе практической и самостоятельной работы. Это позволяет обучающимся получать не только теоретические знания в области программирования, но и уверенно овладевать навыками и инструментами разработки продуктов. Также в программе отдельный модуль выделен на развитие softкомпетенций обучающихся и обучение методикам командного взаимодействия, работы над проектами, поскольку данные навыки приобретают все большее значение в современном обществе, культуре и профессиональной среде. Адресат общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы программирования на Python» предназначена для детей в возрасте 13-14 лет, мотивированных к обучению и проявляющих интерес к ITтехнологиям, приобретению навыков программирования. Формы занятий групповые. Количество обучающихся в группе до 15 человек. Состав групп постоянный. 1 группа обучающихся. Возрастные особенности группы Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности детей в возрасте 13-14 лет, которые определяют выбор форм проведения занятий с обучающимися. Подростки данной возрастной группы характеризуются такими процессами, как изменение структуры личности и бурного физического развития. Происходят качественные изменения и в познавательной деятельности, и в личности, и в межличностных отношениях. У каждого эти изменения происходят в разное время. В этом возрасте начинается переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к теоретическому мышлению, от непосредственной памяти к логической. В 13-14 лет ведущий тип деятельности - референтно значимый, к нему относятся: проектная деятельность (встреча замысла и результата как авторское действие подростка), проявление себя в общественно значимых ролях (выход в настоящую взрослую действительность). 13-14 лет - подростковый период. Характерная особенность - личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Ведущая потребность - самоутверждение. В подростковый период стабилизируются интересы детей. Основное новообразование - становление взрослости как 6 стремление к жизни в обществе взрослых. К основным ориентирам взросления относятся: К основным ориентирам взросления относятся: - социально-моральные - наличие собственных взглядов, оценок, стремление их отстаивать; - интеллектуально-деятельностные освоение элементов самообразования, желание разобраться в интересующих подростка областях; - культурологические - потребность отразить взрослость во внешнем облике, манерах поведения. Таким образом, возрастная периодизация определяет: - возрастную особенность разработки общеобразовательных программ дополнительного образования детей; - основные нормы условий полноты психофизиологического развития детей; - базовые положения педагогической деятельности при реализации программы. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объем и срок освоения программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы программирования на Python» рассчитана на 6 месяцев обучения. Объем программы – 24 часа. Срок освоения общеразвивающей программы: определяется содержанием программы и составляет полгода. Форма обучения: очная. По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая (стартовый уровень). Обеспечивает возможность обучения детей с любым уровнем подготовки. Зачисление детей на обучение производится без предварительного отбора (свободный набор). Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания программы. Осваивая программу стартового уровня, обучающиеся изучают базовые принципы программирования, разработки проектов и построения программных продуктов, структуры и устройства компьютеров. В результате освоения программы обучающиеся приобретут навыки программирования, работы с прикладным ПО, применением языка Python в повседневной и 7 учебной деятельности и эффективного анализа информации. Научатся работать в команде, представлять результаты собственной работы. Знания и умения, приобретённые в результате освоения программы, могут быть использованы обучающимися при сдаче ЕГЭ, при участии в олимпиадах по программированию, при решении задач по информатике, физике, математике, лингвистике и другим наукам, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства программирования. Данная программа является базой для перехода на более сложные программы обучения. Обучающиеся повышают уровень компьютерной грамотности и цифровой культуры. Также полученные знания и навыки являются актуальными и востребованными при дальнейшем обучении подростков в СПО. Осваивая данную программу, обучающиеся будут овладевать актуальными и современными навыками, необходимым как в повседневной и учебной деятельности, так для дальнейшего развития в качестве IT-специалистов. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у обучающихся базовых навыков прикладной разработки на языке программирования Python для решения практических задач и разработки продуктов. Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: Задачи: Обучающие: - познакомить с основными предметными понятиями программирования, компьютерных наук и их свойствами; - познакомить с базовым синтаксисом и инструментарием языка программирования Python, необходимых для решения практических задач и разработки продуктов; - сформировать навыки разработки эффективных алгоритмов и программ на основе изучения языка программирования Python; - познакомить с базовыми конструкциями и принципами объектноориентированного программирования. Развивающие: - развить навыки алгоритмического и критического мышления; 8 - сформировать и развить навыки работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую информацию; - развить умения планирования, структурирования и разработки проектов, навыков организации и реализации проектной деятельности; - обучить методикам Scrum и Agile при проектной работе; - сформировать трудовые умения и навыки, умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его; - познакомить с правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения при работе с компьютерной техникой и оборудованием. Воспитательные: - способствовать воспитанию корректного поведения в обществе, социальных норм, ролей и понимания форм социального взаимодействия в группах; - способствовать воспитанию уважительного и продуктивного учебного сотрудничества и совместной деятельность со сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности; - способствовать формированию понимания необходимости организованного и ответственного отношения к учению, труду, другому человеку, его мнению и деятельности. 1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы Предметные результаты: - знание основных предметных понятий программирования, компьютерных наук и их свойств; - знание базового синтаксиса и инструментария языка программирования Python, умение применять язык программирования Python на практике; - умение применять объектно-ориентированную парадигму в программировании; - навык разработки эффективных алгоритмов и программ на основе изучения языка программирования Python. Личностные результаты: - способность организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности; - понимание необходимости уважительного, организованного и ответственного отношения к учению, труду, другому человеку, его мнению и деятельности; - умение алгоритмически и логически мыслить; 9 - знание правил поведения, социальных норм, ролей и форм социального взаимодействия в группах. Метапредметные результаты: - умение работать с различными источниками информации, извлекать и анализировать необходимую информацию из открытых источников; - способность составлять и изменять план действий, необходимый для достижения цели, предвидеть результат и достигать его; - умение применять методики Scrum и Agile при проектной работе; - умение выполнять проекты в соответствии с техническим заданием; - знание правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при работе с компьютерной техникой и оборудованием. 10 1.4. Содержание программы Учебный (тематический) план № п/п Название модуля, темы Модуль 1. Основы Python Введение в образовательную 1.1 программу. Инструктаж по ТБ. Среда разработки. Ввод и вывод 1.2 данных, переменные и арифметика Типы данных, операторы 1.3 ветвления, условия 1.4 Циклы. Массивы 1.5 Функции Модуль 2. Объектноориентированное программирование Объектно-ориентированное 2.1 программирование 2.2 Методы, классы, объекты 2.3 Рекурсия 2.4 Наследование 2.5 Промежуточная аттестация Кол-во часов Формы Всего Теория Практика аттестации/ контроля 5 2 1 1 Опрос, входное тестирование 1 1 Устный опрос, решение задач. 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 5 1 2 2 11 1 1 1 Решение задач 4 1 1 1 1 Модуль 3. Проектная деятельность 3.1 Интенсив по командообразованию 3.2 Развитие Soft-компетенций 3.3 Спринт-интенсив. 3 Решение задач Решение контрольных задач, тестирование 4 Решение кейсов. 2 2 Решение кейсов. Решение кейсовспринтов Модуль 4. Прикладное использование языка программирования Python 4.1 Разработка простых оконных приложений на Python 4.2 Разработка игры на Python 4.3 Разработка ботов на Python Модуль 5. Подготовка итоговых проектов 5.1 Работа над итоговыми проектами 5 1 1 1 4 Разбор ситуаций, решение задач 2 2 5.2 Инструменты и методы эффективной презентации 5.4 Итоговое занятие 2 2 4 2 1 1 2 2 1 Итого 24 2 1 6 Решение задач Тестирование проектов Предзащита, презентация проектов Защита итоговых проектов 18 Содержание учебного плана Модуль 1. Основы Python. Тема 1.1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Теория: Введение в образовательную программу, краткий обзор программы. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Выполнение входной диагностики. Тема 1.2. Среда разработки. Ввод и вывод данных, переменные и арифметика. Теория: Работа со средой разработки, запуск, настройка. Изучение понятий ввода-вывода, переменных, арифметических действий. Практика: Настройка среды разработки. Решение задач. Тема 1.3. Типы данных, операторы ветвления, условия. Теория: Изучение понятий типов данных, операторов ветвления и условий. Практика: Решение задач. Тема 1.4. Циклы. Массивы. Теория: Изучение понятий циклов и массивов, структура и методы их организации. Практика: Решение задач. 12 Тема 1.5. Функции. Теория: Изучение понятий функций, основных видов функций, способов применения, стандартного набора функций. Практика: Решение задач. Модуль 2. Объектно-ориентированное программирование Тема 2.1. Объектно-ориентированное программирование. Теория: Изучение объектно-ориентированного подхода к программированию, базовых конструкций. Практика: Решение задач. Тема 2.2. Методы, классы, объекты. Теория: Изучение понятий методов и их отличие от функций, классов, объектов и производных явлений. Способы реализации классов и методов. Практика: Решение задач. Тема 2.3. Рекурсия. Теория: Изучение понятий рекурсии и ее зависимости. Практика: Решение задач. Тема 2.4. Наследование. Теория: Изучение понятий наследования, суперкласса, подкласса, способов реализации. Практика: Решение задач. Тема 2.5. Промежуточная аттестация. Практика: Решение контрольных задач и прохождение тестирования для оценки знаний. Модуль 3. Проектная деятельность Тема 3.1. Интенсив по командообразованию Теория: Роль команды при создании проекта. Распределение ролей в команде. Характеры личности участников команды, работа с людьми различных взглядов и темпераментов. Реактивный и проактивный подходы. Практика: Командообразование, выбор нескольких тем проекта для спринта, распределение ролей, решение кейсов на представление проектов. Тема 3.2. Развитие Soft-компетенций. Теория: Роль soft-компетенций в учебной, проектной и повседневной деятельности. Описание Методик scrum и agile. Практика: Решение кейсов для реализации выбранных тем с применением методик scrum и agile. Тема 3.3. Спринт-интенсив. Теория: Понятия спринтов, роль многозадачности и вариативность ролей в команде. 13 Практика: Решение кейсов-спринтов по практическим и актуальным темам, используя ранее изученные методики. Модуль 4. Прикладное использование языка программирования Python Тема 4.1. Разработка простых оконных приложений на Python. Теория: Изучение инструментов для построения оконных приложений, способов реализации. Практика: Разбор ситуаций, решение задач. Тема 4.2. Разработка игры на Python. Теория: Теория разработки игр, зависимости от языка, набор инструментов PyGame. Практика: Решение задач. Тема 4.3. Разработка ботов на Python. Теория: Изучение устройства ботов, их назначения, API-сервисов, настройки подключения ботов. Практика: Решение задач. Модуль 5. Подготовка итоговых проектов. Тема 6.1. Работа над итоговыми проектами. Теория: Концепция проекта, понятия целеполагания, задачи, проблемы, актуальности. Практика: Разработка итоговых проектов, тестирование, устранение багов, отладка. Тема 6.2. Инструменты и методы эффективной презентации. Теория: Обзор инструментов для создания эффективной презентации и методов подачи информации, взаимодействия с публикой. Практика: Разработка презентации, доклада, предзащита (пробное выступление) Тема 6.3. Итоговая аттестация. Практика: Решение контрольных задач. Контрольное тестирование Тема 6.4. Итоговое занятие. Практика: Представление проектов, выступление перед комиссией, защита проектов. 14 2. Организационно-педагогические реализации программы условия 2.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Окончание учебного года 24 24 1 24 0 24 15 января нет 24 июня 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Требования к помещению: - помещение для занятий, отвечающие требованиям СП 2.4.3648-20 для учреждений дополнительного образования; - качественное освещение; - столы, стулья по количеству обучающихся и рабочим местом для педагога. Оборудование: - подключение к Интернету; - компьютеры с подключенными клавиатурами, мышами, мониторами для преподавателя и обучающихся; Расходные материалы: - бумага писчая; - шариковые ручки. Информационное обеспечение Программное обеспечение: Python, Jupyter Notebook в составе дистрибутива Anacodnda, среда разработки PyCharm, пакет приложений office, Windows 10/11, Ubuntu, Yandex Browser. 15 Кадровое обеспечение Программа реализуется педагогом дополнительного образования. Реализовывать программу могут педагоги дополнительного образования, обладающие достаточными знаниями в области педагогики, психологии и методологии, знающие особенности технологии обучения основам программирования на языке Python. Методические материалы Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В образовательном процессе используются следующие методы: - объяснительно-иллюстративный; - метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой); - проектно-исследовательский; - наглядный (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм; использование технических средств; просмотр видеоматериалов); - практический (практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.). Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности материала, типа учебного занятия. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная; групповая. Формы проведения занятия: В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия используются многообразные формы, которые несут учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательной программы, в соответствии с возрастом обучающихся, составом группы, содержанием учебного модуля: беседа, лекция, кейс, практическое занятие, защита проектов, тестирование. Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимообучения; дифференцированного обучения; разноуровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения;дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная 16 технология обучения; коллективной творческой деятельности; решения изобретательских задач; здоровьесберегающая технология. Здоровьесберегающая деятельность реализуется: - через создание безопасных материально-технических условий; - через включение в занятие динамических пауз, периодической смены деятельности обучающихся; - через контроль педагога за соблюдением обучающимися правил работы за ПК; - через создание благоприятного психологического климата в учебной группе в целом. Дидактические материалы: Методические пособия, разработанные преподавателем с учётом конкретных задач, варианты демонстрационных программ, материалы по терминологии ПО, учебная литература. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формами отчета по итогам обучения являются: выполнение и защита индивидуальной творческой работы. Результаты освоения выражаются в освоении знаний и умений, определенных в программе. Контроль и оценка результатов освоения осуществляется педагогом в процессе проведения практических уроков и выполнения практических работ, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий. Критерии оценивания освоения программы обучающимися: 1. Высокий уровень Обучающийся владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Обучающийся выполняет задания без особых затруднений, проявляет творческий подход при выполнении проектов. Обучающийся уверенно защищает мини-проекты, владеет терминологией, участвует в конкурсах и занимает призовые места. 2. Средний уровень Обучающийся владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но иногда испытывает трудности при выполнении самостоятельных работ. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается. При защите 17 мини-проектов прибегает к помощи педагога. Участвует в конкурсах, но не занимает призовые места. 3. Низкий уровень Обучающийся в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет. Участвует в конкурсах в качестве зрителя. 18 3. Список литературы 1. Архитектура компьютера, Таненбаум Эндрю, Остин Тодд - СПб.: Прогресс книга, 2022 - 816 с.; 2. Гид по Computer Science для каждого программиста, Вильям Спрингер СПб.: Питер, 2020 - 193 с.; 3. Информатика, Тимофеева Е.В. М.: Эксмо, 2021 - 176 с.; 4. Python, например, Никола Лейси, - СПб.: Питер, 2021 - 192 с.; 5. Ли Воган. «Непрактичный» Python занимательные проекты для тех, кто хочет поумнеть. - СПб.: БХВ-Петербург, 2021. - 457 с.. Электронные ресурсы: 1. Питонтьютор. Бесплатный курс по программированию с нуля. // [Электронный ресурс] URL:https://pythontutor.ru/(дата обращения: 14.04.2021); 2. Code Basics: обучение базовым аспектам языков программирования от образовательной платформы Hexlet. // [Электронный ресурс] URL:https://ru.codebasics.com/https://ru.code-basics.com/(дата обращения: 20.04.2021); Литература, рекомендованная обучающимся: 1. Классические задачи Computer Science на языке Python, Дэвид Копец СПб.: Питер, 2022 - 224 с.; 2. Современные операционные системы, Таненбаум Эндрю, Бос Херберт СПб.: Питер, 2022 - 1120 с.; 3. Python Быстрый старт, Джейми Чан, 352 стр. 2021 г. - СПб.: Питер, 2022 224 с 19