ДОП Отряд Максимум

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………………….……..3
1.1. Пояснительная записка…………………………….………………………...3
1.2. Цель и задачи программы……………..……………………………………..6
1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы….………...7
1.4. Содержание программы………….………………………………………......9
2. Организационно-педагогические условия реализации программы……......13
2.1. Календарный учебный график………………………………………….......13
2.2. Условия реализации программы………………………………………........13
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………........15
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………........15
3. Список литературы……..…………………………………………………......17
4. Приложение 1……………………………………………………………….....20
5. Приложение 2………………………………………………………………….22
6. Приложение 3………………………………………………………………….23
7. Приложение 4………………………………………………………………….26

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Отряд Максимум» разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция,
действующая с 1 марта 2022 года) (далее – ФЗ).
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» с изменениями на 30 сентября 2020 года №533) (далее Порядок».
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Отряд Максимум» относится к программам
социально-гуманитарной направленности и обеспечивает не только развитие
физических способностей и основ формирования здорового и безопасного
образа жизни, но и таких качеств детей, как благородство, рассудительность,
честность, доброта, вежливость, а также воспитание чувства патриотизма,
уважения друг к другу и к старшим. Программа направлена на изучение основ
оказания первой помощи при различных видах травм, действий при

3

возникновении пожаров, безопасному поведению на дорогах и основы
военной подготовки.
Актуальность программы. Навыки безопасного поведения в природе и
городе для становятся актуальнее с каждым годом. Возрастает дорожный
трафик, увеличивается количество пожаров, происходят техногенные
чрезвычайные ситуации. Курс ОБЖ в школе и учебники в рамках него не
наполнены практикой, а без практических занятий невозможно сформировать
устойчивую систему умений. Вдобавок преподаватель курса должен
разбираться в многоаспектном вопросе безопасности, для изучения которого
требуется богатая материальная база и знания и умения специалистов разного
профиля, от инструктора по первой помощи до профессионального спасателя
и пожарного. В связи с этим реализация программ этого профиля
целесообразна в сетевой форме с привлечением ресурсов различных
организаций и специалистов широкого профиля.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
практическом применении здоровьесберегающих технологий, что позволит
выработать у школьников стремление получить знания, навыки осторожного
пользования огнём, электроприборами и другими предметами, вызывающими
пожар. Программа «Отряд Максимум» предполагает пропаганду пожарнотехнических знаний; приобщение детей и подростков к соблюдению правил
безопасности; формирование представления о необходимости соблюдения мер
безопасности, неприятие нарушений правил безопасной жизнедеятельности;
приобретение знаний, практических умений и навыков поведения в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций. Программа «Отряд Максимум»
способствует гармоничному и разностороннему развитию личности детей,
творческой реализации и формированию лидерских качеств, привитию
навыков работы в команде, умения аргументировано доказывать собственную
точку зрения, договариваться и приходить к оптимальному решению, ставить
цели и намечать пути достижения данных целей.
Воспитательная компонента программы заключается в формировании
ценностей
личности
безопасного
типа,
которая
характеризуется
мировоззрением безопасного поведения, включающего понятия о безопасных
и опасных факторах, понимание необходимости безопасного поведения и
последствий нарушений правил безопасности; мотивацией к безопасному
поведению и сознательной деятельности на сохранение личной, социальной и
экологической безопасности; личностными характеристиками, моральноволевыми и физическими качествами, обеспечивающими предупреждение
опасных факторов и адекватное реагирование в условиях их возникновения.
Программа нацелена на воспитание чувства товарищества и дружбы,
внимательности, самодисциплины, ответственности за личную безопасность и
4

безопасность окружающих. Программа направлена на всестороннее развитие
личности ребенка, социальное самоопределение, раннюю профессиональную
ориентацию и осознание важности героической профессии пожарного, как
яркого примера служения Родине и Отечеству.
Программа «Отряд Максимум» опирается на следующую нормативноправовую базу:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ) (ред. от 14.07.2022);
2. Федеральный закон от 21. 12. 94 г. №68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера»;
3. Федеральный закон от 22. 08. 95 г. № 151-ФЗ. «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей»;
4. Федеральный закон от 22. 06. 2014 г. № 123-ФЗ «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности»;
5. Указ Президента Российской Федерации от 01.01.2018 г. № 2 «Об
Утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в
области пожарной безопасности на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
7. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
8. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25. 04. 2012 г.
№ 390 «О противопожарном режиме»;
10. Закон Свердловской области от 11 февраля 2016 г. N 11-ОЗ «О
патриотическом воспитании граждан в Свердловской области». Принят
Законодательным Собранием Свердловской области 09 февраля 2016 года (в
ред. Законов Свердловской области от 25.09.2017 N 95-ОЗ, от 04.04.2018 N 41ОЗ, от 25.05.2022 N 52-ОЗ).
Отличительная особенность программы в том, что программа имеет
цель не механическое заучивание нужных знаний, а формирование и развитие
познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и
безопасности.
Специфику
программы
обусловливает
сочетание
практикоориентированных занятий с различными практическими тренингами.
В программу входят разделы по изучению поведения в ЧС, по пожарной
безопасности, дорожной безопасности, первой медицинской помощи, общей
физической подготовке.
5

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 13-14 лет,
адресована всем желающим, не имеющих противопоказаний к занятиям
физической культурой и спортом по состоянию здоровья. Набор детей носит
свободный характер и обусловлен интересами обучающихся и их родителей.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 45
минут.
Общее количество часов в неделю - 1 час.
Объем
программы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Отряд Максимум» разработана в объеме 24
часа. Срок реализации образовательной программы – 6 месяцев.
Формы обучения – очная, в период карантина и карантинных
мероприятий может быть дистанционной (на платформе «СФЕРУМ»).
Особенности организации образовательного процесса. Набор в
объединение осуществляется на свободной основе по заявлению родителей
(законных представителей).
Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста
опыта занимающихся. Делается больший упор на групповые и индивидуальные
занятия. Обязательным условием является практическое участие ребят в
подготовке и проведении мероприятий.
Основными формами учебно-воспитательного процесса являются:
обучение, применение знаний на практике через практические занятия,
соревнования, игры, практическая работа по проведению безопасного
поведения через конкурсы, викторины. При проведении теоретических и
практических занятий по туристской подготовке, по оказанию первой помощи
и спасательным работам, при проведении занятий по общей физической
подготовке, тренинговых занятий - групповые занятия; при подготовке к
мероприятиям - индивидуальные занятия (работа с командой).
Занятия весьма разнообразны по содержанию, которое определяется
возможностями материальной базы или диктуется интересами обучающихся.
Раскрытие тем программы строится с учетом сезона. Большую часть
программы занимают практические занятия и занятия на местности.
Практические занятия могут проводиться как на местности, так и в помещении,
в зависимости от темы занятия и времени года. Особое внимание уделяется
общей и специальной физической подготовке учащихся. Порядок изучения тем
в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от
местных условий деятельности объединения.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, круглый
стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - формирование у обучающихся умений и навыков
оптимального действия в чрезвычайной ситуации.
Задачи:
6

Обучающие:
1.
пропагандировать у подрастающего поколения здоровый и
безопасный образ жизни;
2.
приобщать детей к вопросам личной и коллективной
безопасности;
3.
формировать
навыки
дисциплины,
самоорганизации
и
самоконтроля.
Развивающие:
4.
развивать личностный потенциал ребенка, развивать у него
природные задатки и творческие способности;
5.
развивать
коммуникативные
умения,
продуктивное
сотрудничество с другими людьми, так как ученик поочередно выполняет
различны социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и т.д.
Воспитательные:
6.
воспитывать
чувства
патриотизма,
формировать у подрастающего поколения чувства верности Родине;
7.
воспитывать желание помочь друг другу, что исключает
соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность.
1.3.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения
программы

По
окончании
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы «Отряд Максимум» обучающиеся демонстрируют следующие
результаты:
Метапредметные результаты:
- активизирован познавательный интерес детей и подростков к профессии
пожарного и спасателя;
- созданы условия для развития творческих способностей и лидерских
качеств, совершенствования личностного потенциала и самореализации в
коллективе;
- развиты способности предвидеть и избегать экстремальные ситуации;
- развиты организаторские способности в процессе профилактической
работы по пожарной безопасности;
- освоены приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
- сформированы умения взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Личностные результаты:
- сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформирована коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
7

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видов
деятельности;
- воспитано чувство ответственности за личную безопасность и
безопасность окружающих в условиях чрезвычайных ситуаций;
- активизирована гражданская позиция;
- сформировано усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей;
- сформировано усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества,
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- сформировано ответственное отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов.
Предметные результаты:
- будут знать основные правила и меры пожарной безопасности;
- будут знать основные приемы и алгоритмы оказания первой помощи;
- будут знать особенности профессии пожарного и спасателя, и их
должностные обязанности;
- сформирована установка на здоровый образ жизни;
- сформирована антиэкстремистская и антитеррористическая личная
позиция;
- сформировано понимание необходимости сохранения природы и
окружающей среды для полноценной жизни человека;
- будут знать основные опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их
последствия для личности, общества и государства;
- сформированы навыки оказания первой помощи пострадавшим.

8

1.4.

Содержание программы

Учебный (тематический) план
№

Название раздела (модуля)

1 Вводное занятие
1.1 Введение
в
программу,
знакомство с воспитанниками,
входная диагностика.
2 Начальная
специальная
подготовка
2.1 Чрезвычайные
ситуации
мирового и военного времени,
возможные
на
территории
нашего края.
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
и
Гражданская оборона России.
2.2 Правила
поведения
при
возникновении
чрезвычайных
ситуаций бытового характера.
2.3 Правила
поведения
при
возникновении
стихийных
бедствий.
Выживание в природной среде.
Организация жилья, питания,
защиты в природных условиях.
2.4 Выживание в природной среде.
Определение места нахождения,
защита
от
животных
и
насекомых.
3 Противопожарная
безопасность
3.1 Общие понятия о пожаре,
определение
его
причины,
характера и силы. Составление
плана эвакуации из различных
зданий. Способы эвакуации.
3.2 Самоспасение
людей
при
пожарах. Подручные средства
тушения пожаров
3.3 Огнетушители,
назначение,
подготовка
к
применению,
правила пользования. Пожарная
техника и ее применение.
4 Методы ведения ПСР на
акватории
4.1 Методы
ведения
ПСР
на

Кол-во
часов

Теория

Практика

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4

2,5

1,5

1

1

0

Опрос

Практика,
тестирование

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Форма
аттестации,
контроля
Беседа,
инструктаж

Практика,
тестирование

Опрос, практика
1

0,5

0,5

3

1,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Опрос, практика,
составление плана

Опрос, практика

1

0,5

0,5

3

2

1

1

1

0

9

Практика,
тестирование

Опрос

акватории.
4.2 Ознакомление со средствами
спасения
утопающего:
Спасательный
круг,
«конец
Александрова».
4.3 Действия
при
спасении
утопающего. Отработка навыков
работы со средствами спасения
утопающего.
Транспортировка
пострадавшего на воде.
5 Медицинская подготовка
5.1 Основы анатомии и физиологии
человека. Первая медицинская
помощь в различных бытовых
ситуациях.
5.2 Средства
оказания
первой
медицинской помощи спасателя.
Аптечка.
Первая
медицинская помощь
при
растяжениях,
вывихах,
ушибах.
5.3 Первая медицинская помощь при
переломах.
Транспортировка пострадавшего.
5.4 Оказание первой медицинской
помощи
и
транспортировка
пострадавшего.
6 Топография и ориентирование
6.1 Компас. Его назначение.
Ориентирование на местности
6.2 Хождение по азимуту.
7 Физическая подготовка
7.1 Общефизическая подготовка
7.2 Кроссовая подготовка
7.3 Силовые
упражнения.
Подтягивание на перекладине.
Силовые упражнения. Сгибание
и разгибание рук в упоре лежа.
8
Средства индивидуальной
защиты.
Классификация
средств
8.1 индивидуальной защиты.
Средства
индивидуальной
защиты органов дыхания.
Средства
индивидуальной
защиты кожи.
9 Итоговое занятие
9.1 Подведение итогов работы.
Тестирование по основным
разделам и темам.
Итого: 24

1

1

0

Опрос

1

0

1

Практика

4

2,5

1,5

1

1

0

Опрос

1

0,5

0,5

Опрос, практика

1

0,5

0,5

Опрос, практика

1

0,5

0,5

Опрос, практика

2
1

0,5
0,5

1,5
0,5

Опрос, практика

1
5
2
1

0
0
0
0

1
5
2
1

Соревнование

2

0

2

Практика

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

10

0,5

Практика
Практика

Опрос,
тестирование

Опрос,
тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Введение в программу. Знакомство с воспитанниками, материалами
и инструментами. Организация рабочего места. Правила техники безопасности,
правила пожарной безопасности.
Практика: Проверка знаний учащихся на момент поступления в детское
творческое объединение «Отряд Максимум».
Раздел 2. Начальная специальная подготовка
Теория: Классификация чрезвычайных ситуаций, чрезвычайные ситуации
природного характера (землетрясения, смерчи, цунами, наводнения, лавины,
сели, оползни, камнепады, обвалы), чрезвычайные ситуации техногенного
характера (аварии, обрушения, пожары и др.), чрезвычайные ситуации
экологического характера (эпидемии, и др.).
Практика: практические занятия по ориентированию в природных условиях,
практика в оказании первой помощи в условиях природной среды, разбор
аптечки и её содержимого.
Раздел 3. Противопожарная безопасность
Теория: Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и
враг человека, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился
управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях.
Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных
случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных
правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность
граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной
безопасности.
Практика: проверка состояния средств пожаротушения в данном
образовательном учреждении, подготовка иллюстративных материалов для
проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в
образовательных учреждениях.
Раздел 4. Методы ведения ПСР на акватории.
Теория: Методы ведения ПСР на акватории. Ознакомление со средствами
спасения утопающего: Спасательный круг, «конец Александрова».
Практика: Действия при спасении утопающего. Отработка навыков работы
со средствами спасения утопающего. Транспортировка пострадавшего.
Раздел 5. Медицинская подготовка
Теория: Травмы и заболевания характерные в природной среде.
Характеристика травм и заболеваний, меры по их профилактике. Инфекционные
заболевания характерные в природной среде, причины их возникновения и
11

механизм передачи. Признаки инфекционных заболеваний и оказание первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практика: комплектование медицинской аптечки. Демонстрация и
отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и
применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных
средств. Наложение повязок и остановка кровотечений. Наложение шин при
подготовке к транспортировке пострадавшего.
Практика переноски
пострадавшего с соблюдением мер безопасности.
Раздел 6. Топография и ориентирование
Теория: Понятие топографической карты, ее значение для туристов.
Изучение топографических знаков по группам. Сочетание знаков.
Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Практика: Мини-соревнование: Ориентирование по карте Основные
направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Определение азимута, его
отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное
склонение. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет
(обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая
засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.
Ориентирование при помощи навигатора.
Раздел 7. Физическая подготовка
Практика: Тренировка физической силы и выносливости. Общая
физическая подготовка. Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упражнения, направленные на
развитие быстроты движений, силы, гибкости, выносливости, упражнения на
расслабления. Знакомство с приемами техники бега в лесу, по пересеченной
местности. Комплексное силовое упражнение.
Раздел 8. Средства индивидуальной защиты
Теория: Причины работы в средствах защиты. Виды средств защиты: СИЗК,
СИЗОД. Ознакомление с костюмом Л1, противогазом. Понятие дегазация.
Действия при нахождении пострадавшего в загазованной зоне. Особенности
ведения работ при химической аварии.
Практика: Работа в защитном костюме Л1 и противогазе в различных
экстремальных условиях. Помощь пострадавшему при нахождении в
загазованной зоне, транспортировка на базу. Прохождение дегазации.
Раздел 9. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы.
Практика: Тестирование по основным разделам и темам.

12

2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Дата
начала
обучения
11 января

Дата
окончания
обучения
27 июня

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

24

24

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

24

1 занятие
по 1 часу
в неделю

2.2. Условия реализации программы
Данная программа может быть эффективно реализована при
взаимодействии нескольких факторов:
Материально-техническое обеспечение:
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное
помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядноинформационные материалы. Специализированная база пожарной охраны,
видеопроектор, компьютер, верёвка, аптечки, шины медицинские, огнетушители,
секундомеры.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы «Отряд Максимум» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее или среднее педагогическое образование.
Требования к педагогическому стажу работы и квалификационной категории
педагога не предъявляются. Педагог дополнительного образования должен
систематически повышать свою профессиональную квалификацию. Основными
направлениями деятельности педагога являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при
решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
- профессиональная компетентность;
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
13

- правовая компетентность.
Методические материалы
Для успешной реализации программы следует использовать следующие
методы:
Методы обучения:
-работа в группах;
-индивидуальные консультации, занятия;
-наглядность;
- практика;
-использование ИКТ;
-решение проблемных ситуаций;
-рефлексия.
Методы воспитания:
-формирование сознания личности;
-организация деятельности и формирование опыта общественного поведения;
-стимулирование поведения и деятельности.
Виды предполагаемой деятельности:
-игровая;
-досуговая;
-организаторская;
-трудовая;
-спортивно-оздоровительная;
-аналитическая;
-учебная;
-профориентационная.
Все виды деятельности направлены на решение поставленных задач.
Формы занятий: беседы, походы, соревнования, тренировки.
При реализации программы используются различные педагогические
технологии, методы, формы и приемы организации занятий.
Формы и методы реализации программы:
-групповые занятия;
-речевые методы: лекция, беседа;
-практические методы: тренировка, самостоятельная работа;
-контрольные методы: тестирование, зачет, опрос;
-мнемонические методы: конспект.
Образовательные технологии:
- моделирующая (игровая);
-проблемного обучения;
-коммуникативная;
14

-интерактивного обучения;
-ситуативного обучения;
-групповых решений (сенектика);
-здоровьесберегающая.
Итогом обучения детей по программе является участие в соревнованиях,
походах. Все коллективные творческие дела проводятся по методике
организации коллективных творческих дел с созданием благоприятной
психологической и комфортной обстановки для детей и взрослых.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Стартовая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
проводится как письменно, так и устно.
Формами аттестации являются собеседования, соревнования, сдача
нормативов, тестирование, практические задания, зачётные походы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-видеозапись;
-грамоты, благодарственные письма, сертификаты;
-журнал посещаемости;
-материалы тестирования;
-протоколы соревнований;
-фотографии;
-статьи в СМИ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
-слеты, соревнования, сборы.
-участие в спортивных и физкультурно-массовых мероприятиях школьного и
муниципального уровня.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценивания

Вид
контроля Диагностический
промежуточно
й инструментарий (формы,
аттестации
методы, диагностики)

Умение
детей
применять Сдача нормативов
средства индивидуальной
защиты и основ топографии на
практике.

Выполнение
нормативов

Знание основных принципов Тест
оказания первой помощи

Выполнение теста

Знание топографических знаков

Выполнение теста

Тест

15

комплекса

Знание алгоритма действий при Наблюдение
спасении человека в сложных
ситуациях

Ситуационные задачи

Знание
работ

Выполнение теста

аварийноспасательных Тест

16

Список литературы
Для педагога
1. Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности человека [Электронный
ресурс]: учебно-методический комплекс /Айзман, Роман Иделевич, Ширшова
Валентина Михайловна; Р.И.Айзман, В.М.Ширшова; Новосиб. гос. пед. ун-т,
Ин-т открытого дистанционного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2007,
видеооборудование.
2.
Алиев X. М., Хоменко М. Н., Егоров К. А. Как избавиться от стресса
и повысить свою психологическую устойчивость: Методическое пособие. – М.:
УОРЛС ДКО МВД России, 2006
3.
Баленко
С.В.
Учебник
выживания.
Опыт
элитного
спецподразделения. –
4.
М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 768 с.
5.
Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 7-е,
переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом
Герда», 2004. – 512 с.
6.
Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.:
«Издательский дом Герда», 2005. – 208 с.
7.
Воробьев Л. Ю. Учебник спасателя. 2-е изд., перераб. и доп.Краснодар: «Сов. Кубань», 2002.
8.
Вяткин Л.А., Сидорук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное
ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
9.
Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.:
"Зеркало" 1994
10.
Добарина И.А., Жигарев О.Л. Основы
школьного туризма.
11.
Методическое пособие для учителей и студентов. – Новосибирск:
Изд-во НГПУ,
12.
1998
13.
Ильичев А.А. Школа выживания. // Челябинский рабочий, 1993.
14.
Ильичев Ю. Школа выживания. Зимняя аварийная ситуация. – М.,
1996.
15.
Клименко А.И. Карта и компас – мои друзья. – М.: Детская
литература, 1975.
16.
Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М.: Фис, 1981.
17.
Маслов Ф. Г., Константинов Ю. С., Латчук В. Н. Способы
автономного выживания человека в природе. – М., 2004.
18.
Озеров
А.Г. История
и
методика краеведения.
—
М.: Юный
19.
краевед,2015
17

20.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской
помощи. Учеб. пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В.
Омельченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское
изд-во, 2005. – 464
21.
Обеспечение безопасности в водных путешествиях. – М.: ЦРИБ
«Турист», 1976.
22.
Основы безопасности в пешеходном походе. – М.: ЦРИБ «Турист»,
1983.
23.
Петров Н.Н. «Человек в ЧС», 1995, Челябинск.
24.
Питание в туристском путешествии. – М., 1986.
25.
Плешанов Е.Я. Я + природа. Справочное пособие по выживанию и
безопасности человека в природе. – Воронеж, 1997.
26.
Практикум по курсу безопасность жизнедеятельности / Под общ.
ред.
27.
проф. Р.И. Айзмана, доц. И.В. Омельченко. – Новосибирск:
Сибирское университетское издательство, 2003. – 240 с.
28.
Расторгуев М., Ситников С. Карабинные узлы. – М., 1995.
29.
Рыжавский Г. Биваки. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
30.
Скрягин Л. Морские узлы. – М., 1994.
31.
Спортивный туризм. / Под ред. Евсеева. – СПб, 1999.
32.
Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и
времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания. –
М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
33.
Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание/Сост.
Захаров П.П., Степенко Т.В. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 463 с.
34.
Черныш И. В. Энциклопедия выживания. – М., 2002.
35.
Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. – М.: ЗАО Издательство
36.
«Русский журнал», 2002.
Для детей и родителей:
1.
Баленко С.В. «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.
2.
Бубнов,
В.А. Бубнова
«Основы медицинских
знаний»,
М.,
3.
«Астрель»,2005г.
4.
Безопасность
человека в
экстремальных ситуациях.
«Военные
5.
знания» М,1992 г
6.
Защита населения в ЧС. «Военные знания»,М, 2000 г
7.
Справочник спасателя, ВНИИ ГОЧС
8.
Под
редакцией
Шойгу
С.К.
Энциклопедия
школьника
«Чрезвычайные ситуации» 2005 г.

18

9.
Учебник спасателя. Шойгу С.К., Фалеев М.И., Кириллов Г.Н.
10.
Шаховец В.В. «Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.1»,
«М», 2000 г
11.
В.В. Шаховец В.В. «Первая помощь в экстремальных ситуациях.
Т.2», «М», 2000 г

19

Приложение 1
«Основы первой помощи»
1. Первая медицинская помощь при обморожении?
1) Растереть пораженный участок жестким материалом или снегом
2)Создать условия для общего согревания, наложить ватно-марлевую повязку
на обмороженный участок, дать теплое питье
3)Сделать легкий массаж, растереть пораженный участок одеколоном
2. По каким признакам судят о наличии внутреннего
кровотечения?
1) Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание
2) Пульс, высокая температура, судороги.
3) Резкая боль, появление припухлости, потеря сознания
3. Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков
тела щелочными растворами?
1)Промыть пораженное место водой, смазать жирным кремом и наложить
повязку из чистой ткани
2)Обработать пораженное место 1-2% раствором борной, лимонной или
уксусной кислоты, наложить асептическую повязку
3) Промыть поврежденный участок мыльным или 2%-м раствором столовой
соды, наложить асептическую повязку
4. Какая повязка накладывается при повреждении лба?
1) Пращевидная
2) Спиральная
3) Шапочка
5. Первая помощь при вывихе конечности?
1)
Дать обезболивающее средство,
вправить вывих и зафиксировать конечность
2)
Осуществить
иммобилизацию
конечности,
дать
доступные
обезболивающие средства, приложить к поврежденному суставу пузырь с
холодной водой или льдом, организовать транспортировку в больницу или травм
пункт
3)
Зафиксировать конечность, не вправляя вывих, приложить пузырь (грелку)
с горячей водой, организовать транспортировку в больницу или травм пункт
6.Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных
участков тела кислотой?
1)Промыть пораженное место водой, смазать жирным кремом и наложить
повязку из чистой ткани
2)
Обработать пораженное место 1-2% раствором борной, лимонной или
уксусной кислоты, наложить асептическую повязку
20

3)
Промыть поврежденный участок мыльным или 2%-м раствором столовой
соды, наложить асептическую повязку
7. Основные правила наложения транспортной шины при переломе
костей голени?
1)Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до
коленного сустава и прибинтовать их.
2)Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до сер
едины бедра,
чтобы
обездвижить
место
перелома,
коленный
и
голеностопный суставы
8.Что необходимо сделать для освобождения дыхательных путей
пострадавшего?
1) Поднять повыше голову
2) Подложить под плечи что-нибудь и максимально запрокинуть голову
3) Открыть рот пострадавшему
9. Как транспортировать пострадавшего с проникающим ранением
груд ной клетки?
1) Лежа на животе
2) Лежа на спине
3) Лежа на спине с приподнятой верхней частью туловища 10.
Какие приемы ПП применяются при внутреннем кровоизлиянии или
подозрении на него?
1) Наложить на поврежденную поверхность грелку со льдом или прохладную
повязк у, обеспечить покой
2)
Дать холодной воды
3) Дать горячего чаю
11.Как оказать помощь при ожоге кипятком?
1) Смазать обожженный участок мазью или лосьоном,
наложить стерильную повязку
2) Промыть обожженный участок холодной водой минут 10,
наложить стерильную повязку, дать болеутоляющие средства
3) Обожженную поверхность присыпать пищевой содой,
наложить стерильную повязку

21

Приложение 2
Сопоставление условных знаков и их обозначений

22

Приложение 3
Алгоритм первой помощи в случае, если человек стал участником или
очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия, учащийся
должен знать алгоритм и уметь применять его на практике:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания
первой помощи:
1)
определить угрожающие факторы для собственной жизни и
здоровья;
2)
определить угрожающие факторы для жизни и здоровья
пострадавшего;
3)
устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;
4)
прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;
5)
при необходимости, оценить количество пострадавших;
6)
извлечь пострадавшего из транспортного средства или других
труднодоступных мест (при необходимости);
7)
переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания
перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки
жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);
3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и
осязания;
4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на
магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии
соответствующей подготовки).
При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания
перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы,
сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с
федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112,
привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего;
2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием
устройств для искусственного дыхания.
При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
23

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по
поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими
способами:
1) придать устойчивое боковое положение; 2)
запрокинуть голову с подъемом подбородка;
3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по
временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки;
2) пальцевым прижатием артерии;
3) прямым давлением на рану;
4) максимальным сгибанием конечности в суставе; 5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков
травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью,
осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и
выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:
1) провести осмотр головы;
2) провести осмотр шеи;
3) провести осмотр груди;
4) провести осмотр спины;
5) провести осмотр живота и таза;
6) осмотр конечностей;
7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе
окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;
8) провести иммобилизацию (с
помощью подручных средств,
аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);
9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными
средствами, с использованием медицинских изделий);
10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего
(промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с
поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной
водой);
11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных
воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия
низких температур.
13) Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему
комфорта и уменьшения степени его страданий).
24

14) Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания,
дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.
15) Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим
специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую
помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом
при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив
необходимую информацию.

25

Приложение 4
Тест «Аварийно-спасательные работы»
1. Как расшифровывается аббревиатура «АС ДНР»?
1.
Атомная станция Днепропетровска
2.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы 3.
Аварийные службы для народа России
2. Что представляют собой АС ДНР?
1.
Совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной
ситуации
2.
Стратегию национальной безопасности
3.
Систему предупреждения и ликвидации ЧС
3. Что такое аварийно-спасательные работы?
1.
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей,
материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне
чрезвычайной ситуации
2.
Аварийно-спасательные работы — это работы которые проходили на
территории аварии
3.
Аварийно-спасательные работы — это список задач, направленных на
спасение населения во время ЧС
4.
Что такое неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций?
1.
Это деятельность по всестороннему обеспечению аварийноспасательных
работ, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и
здоровья людей, поддержания их работоспособности
2.
Это сверхурочная работа на предприятии
3.
Это работа
направленная
на
поддержание
жизнеспособности
пострадавшего
5. Что включает в себя разведку маршрутов движения и участков работ?
1.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения
2.
Неотложные работы
3.
Проектирование здания
6. Когда ведутся аварийно-спасательные и другие неотложные работы?
1.
Непрерывно, днем и ночью, в любую погоду
2.
Регулярно
3.
По приказу РСЧС
7. Когда чрезвычайная ситуация считается ликвидированной?
1.
Когда устранена или снижена до приемлемого уровня
непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или
26

подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное
жизнеобеспечение населения
2.
Когда спасать уже нечего
3.
Когда выполнен план по неотложным работам
8. Что включает в себя комплекс мер, осуществляемых в целях создания
условий
для успешного выполнения
задач
привлекаемыми к
работам формированиями?
1.
Комендантская служба и охрана общественного порядка
2.
Привлечение Вооруженных сил РФ
3.
Выполнение приказа МЧС
9. Как проводятся Аварийно-спасательные работы?
1.
В максимально сжатые сроки
2.
Максимально сохраняя экономические объекты
3.
На следующий день после возникновения ЧС
10. Какой вид работ включает в себя укрепление или обрушение конструкций
зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному
проведению спасательных работ?
1.
Неотложные работы
2.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения
3.
Запрещенные работы

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».