Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы……………………….……..3 1.1. Пояснительная записка…………………………….………………………...3 1.2. Цель и задачи программы……………..……………………………………..5 1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы….………...6 1.4. Содержание программы………….………………………………………......10 2. Организационно-педагогические условия реализации программы……......19 2.1. Календарный учебный график………………………………………….......21 2.2. Условия реализации программы………………………………………........21 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………........21 2.4. Оценочные материалы…………………………………………………........34 3. Список литературы……..…………………………………………………......35 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Нормативно-правовая база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «Маска» разработана на основании следующих нормативноправовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, действующая с 1 марта 2022 года) (далее – ФЗ). 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями на 30 сентября 2020 года №533) (далее Порядок». 6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «Маска» относится к программам художественной направленности. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. Театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.Он открывает перед ребёнком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль помогает раскрыть в ребёнке то, что в нём скрыто, заторможено. театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребёнка, его 3 индивидуальности, творческого потенциала; ребёнок имеет возможность выразить чувства, переживания, эмоции героев. Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданиюновых образов, способствует развитию коммуникативных способностей умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в процессе занятий, репетиций, выступлений приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Помимо этого, занятия в школьном театре становятся способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Отличительные особенности программы Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 10 лет. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 45 минут. Общее количество часов в неделю - 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Объем программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «Маска» разработана в объеме 24 часа. Срок реализации образовательной программы – 6 месяцев. Формы обучения – очная. 4 Особенности организации образовательного процесса. Набор в объединение осуществляется на свободной основе по заявлению родителей (законных представителей). Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся. Делается больший упор на групповые и индивидуальные занятия. Обязательным условием является практическое участие ребят в подготовке и проведении мероприятий. Основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально. Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник. Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого процесса. 1.2. Цель и задачи программы Цель: приобщение обучающихся к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально-активной личности средствами театрального искусства. Задачи программы: Обучающие: - помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества; - развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности; - формировать основы актёрского мастерства; - знакомить детей с терминологией театрального искусства. Развивающие: - развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление; - развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики; учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональныесостояния. Воспитательные: 5 - воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело; - воспитывать культуру поведения в театре; - формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа; - содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса; - содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. Программа предполагает решение поставленных задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. 1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях; - быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях; - быть доброжелательными и контактными. Метапредметные результаты: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты: Уметь: - ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке; - уметь двигаться в заданном ритме; - на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; - произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; 6 - уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; - уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении; - владеть элементарной терминологией театрального искусства; - владеть навыками саморегуляции, самоконтроля; - владеть навыками согласованных действий в группе; - иметь развитую фантазию и воображение; - владеть навыками культурной речи. Принципы Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребёнок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-презентации, аудиозаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Основные направления работы: Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи педагога: - учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; - развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; - развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; 7 - упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию; - воспитывать нравственно-эстетические качества. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи педагога: - развивать умение произвольно реагировать на команду илимузыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действиеодновременно или последовательно; - развивать координацию движений; - учить запоминатьзаданные позы и образно передавать их; - развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; - учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи - игры и упражнения, направленные на развитиедыхания и свободы речевого аппарата. Задачи педагога: - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; - связную образную речь, творческуюфантазию; - учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Основы театральной культуры - знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театральногоискусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи педагога: - познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; - воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Задачи педагога: - учить сочинять этюды по сказкам, басням; 8 - развивать навыки действийс воображаемыми предметами; - учить находить ключевые слова в отдельных фразах ипредложениях и выделять их голосом; - развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); - пополнять словарный запас, образный строй речи. Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. 9 1.4. Содержание программы Учебный (тематический) план № Название раздела (модуля) 1 Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства. Инструктаж по ТБ. «Театральная игра» 2. Колво часов 1 6 Теория Практи ка 1 2,5 3,5 Вводные упражнения. Психофизический тренинг. Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами 2.3 Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. Изучение театральных терминов 2.4 «Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам 2.5 «Культура зрителя» 1 1 1 1 2.6 Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», 1 2.1 1 1 1 1 1 10 Форма аттестации, контроля Опрос, беседа В этом блоке используются следующие методы контроля: опрос, беседа «режиссерская игра», «виды театра» 2.7 Работа над этюдами. Импровизация на свободную тему. 3. «Культура и техника речи» 1 0,5 0,5 8 4 4 «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи. Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение. Работа над прямой речью в рассказе Работа над дыханием. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 11 В этом блоке используются следующие методы контроля: опрос, беседа, игра, тренинг, стих, проза, работа с текстом 3.9 Прозаический текст. Диалог. Монолог. 4. «Работа над спектаклем» 1 0,5 0,5 5 5 1 1 1 1 4.5 Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита Генеральная репетиция 5. «Ритмопластика» 4.1 4.2 4.3 4.4 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 12 В этом блоке используются следующие методы контроля: беседа, мизансцены, репетиции В этом блоке используются следующие методы контроля: игра, этюд, танец 6. «Музыкальное развитие» 1 7. «Показ спектаклей» 2 - 2 24 7,5 16,5 ИТОГО 1. 1 В этом блоке используются следующие методы контроля: игра В этом блоке используются следующие методы контроля: показ спектаклей Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие Теория: Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства. Инструктаж по ТБ. 2. «Театральная игра» Этот раздел призван обеспечить условия для обладания элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены основные темы: 1. Вводные упражнения. Психофизический тренинг. 2. Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами 3. Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. 4. Изучение театральных терминов 5. «Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам 6. «Культура зрителя» 7. Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра» 8. Работа над этюдами. 9. Импровизация на свободную тему. Задачи Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитать культуру поведения в театре. Научить свободно импровизировать на заданную или свободную тему. 13 Практическая работа. Игры: - «идём в театр»; - «о чём рассказала театральная программа»; - «волшебная корзинка»; - «покупка театрального билета» и т.д. 3. «Культура и техника речи» Это раздел программы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. 1. «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи. 2. Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи. 3. Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе 4. Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение. 5. Работа над прямой речью в рассказе 6. Работа над дыханием. 7. Тренировка мышц дыхательного аппарата. 8. Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом. 9. Прозаический текст. 10. Прозаический текст. Диалог. Монолог. Теория: Проблема слова. Речевая техника. Постановка дикции, дыхания, голоса. Орфоэпия, звуковая сила голоса. Практическая работа Все упражнения условно можно разделить на три вида: 1. Дыхательные и артикуляционные упражнения; 2. Дикционные и интонационные упражнения; 3. Творческие игры со словом Упражнения: 1. Дыхательные и артикуляционные: - «мыльные пузыри»; - «шарик и насос»; 14 - «мотоцикл»; - «звонок»; - «одуванчик»; - «торт»; - «резиновые игрушки»; - «весёлый пятачок»; - «зарядка для губ»; - «зарядка для языка»; - «пила»; - «кошка сердится»; - «насос»; - «пчела»; - «комар»; - «метель»; - «дрель»; - «больной зуб»; - «капризуля»; - «колокольчики»; - «колыбельная»; - «перебрось». 2. Дикционные и интонационные: - «дрессированные собачки»; - «птичий двор»; - «эхо»; - «чудо-лесенка»; - «самолёт»; - «летний день»; - «в лесу»; - «в зоопарке»; - «весёлые стихи». 3. Творческие игры со словом: - «волшебная корзинка»; - «вкусные слова»; - «сочини предложение»; - «похожий хвостик»; - «фантазии о …»; - «ручной мяч»; - «сочини сказку»; - «вопрос - ответ»; - «диалог»; - «моя сказка». 4. «Работа над спектаклем» 15 Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. 2. Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей 3. Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита 4. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита 5. Генеральная репетиция 1. Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонацией, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, жалобно, презрительно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Этапы работы над спектаклями: Выбор пьесы для инсценировки и обсуждение её с детьми; Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми; Работа над отдельными эпизодами в форме этюда с импровизированным текстом; Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов героев; Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей; Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен; Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением; Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита. 5. «Ритмопластика» Ритмическая пластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных 16 психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Практическая работа: Игры: - «муравьи»; - «кактус и ива»; - «пальма»; - «мокрые котята»; - «штанга»; - «самолёт и бабочки»; - «буратино и пьеро»; - «насос и надувная кукла»; - «снеговик»; - «баба Яга»; - «конкурс лентяев»; - «гипнотизёр»; - «не ошибись»; - «ритмический этюд»; - «поймай хлопок»; - «голова или хвост»; - «считалочка»; - «как живёшь?»; - «шея есть, шеи нет»; - «медведи в клетке»; - «осьминог»; - «ёжик»; - «змей»; - «пантеры»; - «марионетки»; - «скульптор»; - «чудо-юдо из яйца»; - «кто на картинке?»; - «зёрнышко»; - «цыплята»; - «утро»; - «умирающий лебедь»; 17 - «факир и змей»; - «снегурочка»; - «город роботов»; - «танцующий огонь». 6. «Музыкальное развитие» Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. 7. «Показ спектаклей» Планируется постановка спектаклей по произведениям Агнии Барто, Андрея Усачева и т.д. 18 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1. Календарный учебный график Дата начала обучения 10 января Дата окончания обучения 26 июня Количество учебных недель Количество учебных дней 24 24 Количеств о учебных часов Режим занятий 24 1 занятие по 1 часу в неделю 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Для эффективной реализации программы необходимо материальнотехническое обеспечение: -светлое, просторное репетиционное помещение с возможностью плотного затемнения; -актовый зал с технически оборудованной сценой и комнатой для переодевания и гримирования; -декорации и мобильная мебель (ширмы, столы, стулья, скамейки, лестницы, кубы и т.п.); -сценические аксессуары (ткани, баннеры, декорации, костюмы, реквизит); -мобильное световое оборудование (видеопроектор) -экран, компьютер, фотоаппарат, видеотека; -мобильное звуковое оборудование, фонотека театральных шумов и музыки, детские музыкальные инструменты; -спортивный инвентарь (мячи, скакалки, кегли, маты, коврики); -большое и малые зеркала; -средства для декоративно-прикладного и изобразительного творчества (пластилин, альбомы, карандаши, краски, клей, цветная бумага, ножницы, скотч и т.п.); -гримировальные принадлежности (краски для лица, театральный грим, средства постижа (парики, усы, бороды и т.п.); -гиенические и медицинские принадлежности, аптечка для оказания первой медицинской помощи. Занятия должны проводиться в просторном, проветриваемом кабинете, обеспечивающем свободу перемещения, со столами и стульями для учащихся и 19 педагога. Требования к одежде учащихся: обувь должна быть мягкой, лёгкой, обеспечивающей свободу движений (чешки, балетки). Форма одежды для занятий облегчённая, она должна быть удобной и не стеснять движений - предпочтительно спортивная форма. Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование. Методическое обеспечение. 1. Информационно-ознакомительные материалы : -буклет о дополнительной образовательной программе; -информационная листовка; -информационный плакат (стенд, баннер, вывеска); -информационная листовка с режимом работы и расписанием занятий; -визитная карточка с указанием контактов и местонахождения; -афиши с рекламой и анонсами представлений, репертуарные листы, программки мероприятий; -памятки для родителей, детей о правилах внутреннего распорядка, безопасности и пр. 2. Организационно-методические материалы: -методические разработки и конспекты учебных занятий; -сценарии праздничных мероприятий; -методические рекомендации по проведению процедур контроля и аттестации и др. 3. Дидактические материалы: -видеотека художественных и мультипликационных фильмов; спектаклей; -фонотека музыкальных произведений, звуков, шумовых спецэффектов; -библиотека альбомов, открыток, репродукций, картинок, театральных афиш, программок; -картотека игр и заданий для развития предметных навыков (по актёрскому мастерству, сценической речи, пластическому движению и искусству грима); -дидактические «пакеты» для сопроводительных творческих заданий по темам; -информационные листы по темам программы; -рабочие листы по темам программы; -тематические папки; -памятка по работе с портфолио; -инструкции и памятки по технике безопасности; -специальная литература (для педагога, учащихся и родителей); -детская художественная литература; -словарь театральных терминов; -контрольно-измерительные материалы (КИМ). 20 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации отражают достижение цели и задач, и соответствуют формам, указанным в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется в нормативном локальном акте образовательной организации. Программа контроля. Программа контроля составлена в соответствии с Порядком проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и аттестации по завершению реализации программы учащихся по дополнительным общеобразовательным программам, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях. Отслеживание результатов обучения ребенка В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: – входной контроль (беседа); – текущий контроль (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, практические работы, демонстрация номеров); – промежуточный контроль (в течение учебного года – праздники, соревнования, занятия-зачеты тесты, демонстрация номеров); – итоговый контроль (открытые занятия, спектакли, фестивали, демонстрация сказки). Формы и критерии оценки учебных результатов программы: демонстрация номеров. Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа. Методы выявления результатов развития: анкетирование, тестирование. Формы подведения итогов реализации программы: демонстрация лучших номеров, показ сказки для родителей. Таблица «Мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы «Маска» По основным разделам курса выделяются измеряемые параметры, соответствующие ожидаемым результатам. Педагог определяет у конкретного ребенка степень освоенности того или иного предметного параметра, а также уровень развития конкретных личностных качеств. 21 Показател Критерии и (оценива емые пара метры) Степень выраженности Оцениваемого качества Возможное колво баллов Метод ы диагн остик и 1 Наблю дение, тестир ование , индив идуаль ный опрос, тестир ование и др. I. Теоретическая подготовка ребенка: 1. Теоретичес кие знания (по основным разделам учебнотематическ ого плана программы ) Соответс твие теоретич еских знаний ребенка програм мным требован иям; 2. Владение специально й терминолог ией Осмысле нность и правильн ость использо вания специаль ной термино логии Низкий уровень практиче ски не усвоил теоретическое содержание программы; Средний уровень объем усвоенных знаний составляет ½; Высокий уровень освоил практически весь объем знаний, предусмотренны х программой за конкретный период. Низкий уровень не употребляет специальные термины; Средний уровень сочетает специальную терминологию с бытовой; Высокий уровень специаль ные термины 22 2 3 1 2 3 Собесе довани е употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; II. Практическая подготовка ребенка: 1.Практич еские умен ия и навыки, п редусмотре нные прог раммой (по основным разделам учебнотематическ ого плана программы ) Соответс твие практиче ских умений и навыков програм мным требован иям Речь (вести элемента рный диалог в ограниче нном круге типичны х ситуаций общения, диалограсспрос (вопросответ) и диалогпобужде ние к действи Низкий уровень коммуни кативная задача совсем не решена. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин; Средний уровень общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативно й задаче: Высокий уровень общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативно й задаче и при этом их устная речь полностью 23 1 2 3 Наблю дение Контр ольны е задани я, тестир ование , индив идуаль ный опрос, творче ские задани я ю; уметь на элемента рном уровне рассказы вать о себе/сем ье/друге, описыват ь предмет/ картинку , кратко характер изовать персона ж.) соответствовала нормам . Чтение (читать с выражен ием вслух небольш ие тексты, соблюда я правила чтения и нужную интонац ию; читать про себя тексты, включаю Низкий уровень Коммун икативная задача совсем не решена. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин. Средний уровень Коммун икативная задача решена частично; ученик частично понял и осмыслил содержание 24 1 2 3 щие знакомы е слова, так и новые слова, и понимат ь их основное содержа ние, ) прочитанного текста. Высокий уровень Коммун икативная задача полностью решена; ученик полностью понял и осмыслил содержание текста в объеме, предусмотренно м заданием. Аудиров ание(пон имать на слух речь учителя и одноклас сников, основное содержа ние небольш их доступн ых рассказо вв аудиозап иси, построен ных на изученно м Низкий уровень Задание не выполнено. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин. Средний уровень Цель аудирования достигнута частично. Смысл аудиорассказа понят в ограниченном объеме, Высокий уровень Цель аудирования достигнута полностью: ученик верно отвечает на 25 1 2 3 материал е.) 2.Творческ Креативн ие навыки ость в выполне нии сценок, этюдов вопросы общего характера; верно соотносит иллюстрации с содержанием текста. Низкий уровень начальн ый (элементарный) уровень развития креативности ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; Средний уровень творческ ий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с помощью педагога; Высокий уровень творческ ий уровень (II) выполняет практические задания с элементами 26 1 2 3 творчества самостоятельно. III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 1. Учебноинтеллект уальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализиров ать специальну ю литературу Самосто ятельнос ть в подборе и анализе литерату ры 1.2. Умение пользовать ся компьютер ными источникам и информаци и Самосто ятельнос ть в пользова нии компьют ерными источник ами информа ции Низкий уровень учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; Средний уровень работает с литературой с помощью педагога или родителей; Высокий уровень работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Уровни — по аналогии с пунктом выше 27 1 2 3 Наблю дение, анализ способ ов деятел ьности детей, их учебно исслед овател ьских работ Наблю дение, анализ способ ов деятел ьности детей, их учебно исслед овател ьских работ 1.3. Умение осуществля ть учебноисследоват ельскую работу (подбирать стихи, песни, сценки, проводить самостояте льные репетиции.) 2. Учебнокоммуник ативные умения: 1. Умение слушать и слышать педагога Самосто Уровни — по ятельнос аналогии с ть в пунктом выше учебноисследов ательско й работе Адекват ность восприят ия информа ции, идущей от педагога Низкий уровень объясне ния педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; Средний уровень слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; Высокий уровень сосредот очен, внимателен, слушает и 28 1 2 3 Наблю дение, анализ способ ов деятел ьности детей, их учебно исслед овател ьских работ Наблю дение 1. Умение выступать перед аудиторией Свобода владения речи и умение громко говорить 2.3. Умение вести диалог, участвовать в обсуждени и Самосто ятельнос ть и логика в построен ии обсужде ния постанов ок слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. Низкий уровень перед аудиторией не выступает; Средний уровень готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; Высокий уровень самостоя тельно готовит стихи, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет речью Низкий уровень участие в диалоге не принимает, свое мнение не высказывает; Средний уровень участвуе т в диалоге, высказывает свое мнение при поддержке педагога; 29 1 Наблю дение 2 3 1 2 3 Наблю дение 3. Учебноорганизац ионные умения и навыки: 3.1. Умение самостояте льно создать свой театральны й образ Способн ость самостоя тельно готовить театраль ный костюм 3.2. Навыки соблюдени яв процессе деятельнос ти правил безопаснос ти Соответс твие реальны х навыков соблюде ния правил безопасн Высокий уровень самостоя тельно участвует в диалоге, логически обоснованно и убедительно аргументирует свою точку зрения Низкий уровень придума ть образ и собрать театральный костюм не умеет; Средний уровень придумы вает образ и театральный костюм при помощи педагога; Высокий уровень самостоя тельно придумывает образ и театральный костюм Низкий уровень правила ТБ не запоминает и не выполняет; Средний уровень объем усвоенных навыков составляет ½; 30 1 Наблю дение 2 3 1 2 3 Наблю дение, собесе довани е ости програм мным требован иям Высокий уровень освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренны х программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. Применение того или иного диагностического метода зависит от возраста детей. Особенностей детского коллектива, но на равных условиях для всех детей одного года обучения. Используется трехбалльная оценочная система. Высокий уровень-3 балла Средний уровень-2 балла Низкий уровень-1 балл Оценка результативности освоения программы в целом (определяется по общей сумме баллов). Высокий уровень-31-42 балла Средний уровень-22-30 баллов Низкий уровень-14-21 баллов Данные мониторинга заносятся в индивидуальную карту освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, с целью донести результат до каждого ребенка. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в начале и конце учебного года. Отслеживание личностного развития ребенка в процессе освоения им программы «Маска» Показатель Критерии Степень Возможное Методы (оцениваемые выраженности количество диагностики результаты) оцениваемого баллов качества 1. Организационно-волевые качества Терпение Способность Низкий 1 Наблюдение (Усидчипереносить уровень. Усидчивости вость) (выдержать) хватает только на 2 известные начало занятия. 31 нагрузки в течение определённог о времени, преодолевать трудности. Воля Самоконтроль Самооценка Средний уровень. Усидчивости хватает на большую часть занятия. Высокий уровень. Усидчивости хватает на все занятие. Способность Низкий активно уровень. Волевые побуждать усилия ребенка себя к постоянно практически побуждаются из вне. м действиям. Средний уровень. Иногда сам побуждает себя к действиям. Высокий уровень. Сам активно побуждает себя к действиям. Умение Низкий контролирова уровень. Находится ть свои под воздействием поступки контроля из вне. (приводить к Средний должному уровень. Периодическ свои и контролирует себя действия) сам. Высокий уровень. Постоянно контролирует себя сам. 1. Ориентационные качества Способность Низкий оценивать уровень. Завышенная. себя Оценивает себя не адекватно адекватно. реальным Средний достижениям уровень. Заниженная. . 32 3 1 Наблюдение 2 3 1 Наблюдение 2 3 1 2 3 Анкетирование Оценивает себя не адекватно. Высокий уровень. Нормальная. Оценивает себя адекватно. Интерес к Осознанное Низкий 1 занятиям в участие уровень. Ребенку не 2 объединении ребёнка в интересно. освоении Средний 3 образователь уровень. Интерес ной периодически программы. поддерживается самим ребенком. Высокий уровень. Интерес поддерживается ребенком самостоятельно. 3. Поведенческие качества Конфликтнос Способность Низкий ть занять уровень. Постоянно определённу провоцирует ю позицию в конфликты. конфликтной Средний уровень. Не ситуации. участвует в конфликтах, старается их избежать. Высокий уровень. Пытается самостоятельно уладить возникающий конфликт. 33 Наблюдение 1 2 3 Н а б л ю д е н и е Тип сотрудничест ва Умение воспринимат ь общие дела, как свои собственные. Низкий 1 Н уровень. Избегает 2 а участия в общих 3 б делах. л Средний ю уровень. Участвует д при побуждении из е вне. Высокий н уровень. Инициативе и н в общих делах. е Используется трехбалльная оценочная система. Высокий уровень-3 балла Средний уровень-2 балла Низкий уровень-1 балл Оценка личностного развития ребенка в целом (определяется по общей сумме баллов). Высокий уровень-17-21 балл Средний уровень-11-16 баллов Низкий уровень-7-10 баллов Данные мониторинга заносятся в индивидуальную карту личностного развития ребенка. Заполнение карты осуществляется 3 раза в год – в начале, середине и конце учебного года. Формы итоговой аттестации Итоговая аттестация по программе не предусмотрена. 2.5. Оценочные материалы В качестве методов диагностики результатов обучения используется метод наблюдения. Подведение итогов реализации общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с помощью таких форм: участие учащихся в общешкольных концертах; участие детей в мероприятиях, посвященных памятным датам; - постановка сказок. Главным стимулом работы и механизмом получения результата является участие учащихся на районных, республиканских конкурсах. Документальным подтверждением успешности программы являются дипломы, грамоты и благодарственные письма. 34 Список литературы Литература для педагога 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 511 классы. / И. А. Агапова – М.: ВАКО, 2006. – 272 с. 2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. / Е.В. Белинская – СПб: Речь, 2006. – 125 с. 3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. / Л .А. Горбушина, А.П. Николаичева – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с. 4. Каришнев - Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста./ М.А. Каришнев - Лубоцкий - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с. 5. Копылова Е. Основы актерского мастерства по методике З. Я. Корогодского./ Е. Копылова, Ю. Качалов - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 192 с. 6. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. / М.С. Першин - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с. 7. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. / Н.М. Погосова – Спб: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с. 8. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. / Г.К. Скурат - Спб: Речь, 2007. – 144 с. 9. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с. 10. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. / Г.В. Кристи - Москва : Советская Россия , ВЦХТ ,1970. - 160 с. 11. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. / З. Савкова - М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с. 12. Никитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. /А .Б .Никитиной.–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. Литература для обучающихся и родителей Электронные ресурсы. 1. Театр и его история // http://istoriya-teatra.ru/ 2. Сайт школы-студии МХАТ // http://mxatschool.theatre.ru/ 3. «Театрал» — онлайн-журнал // http://www.teatral-online.ru/ 4. «Театральный калейдоскоп» — все о театре // http://www.nteatru.ru/ 5. «Театр» — журнал о театре // http://oteatre.info/ 35