ДОП В стране рукоделия

СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные характеристики образования

4

1.1.Пояснительная записка

4

1.2.Цель программы

14

1.3.Содержание программы

16

1.3.1.Учебный (тематический) план на три года обучения

16

1.3.2.Пояснительная записка первого года обучения

17

1.3.3.Учебный (тематический) план первого года обучения

18

1.3.4.Содержание программы первого года обучения

19

1.3.5.Пояснительная записка второго года обучения

22

1.3.6.Учебный (тематический) план второго года обучения

23

1.3.7.Содержание программы второго года обучения

24

1.3.8.Пояснительная записка третьего года обучения

26

1.3.9.Учебный (тематический) план третьего года обучения

27

1.3.10.Содержание программы третьего года обучения

28

1.4.Планируемые результаты

30

2.Комплекс организационно-педагогических условий

35

2.1.Условия

реализации

программы

(материально-техническое 35

обеспечение)
2.2.Формы и методы контроля.

37

2.3.Оценочные материалы

38

2.4.Методические материалы

39

3.Список литературы

40

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Мастерица» разработана на основе нормативно-правовой базы:
1. ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики».
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и
науки».
4. Федеральная целевая программа развития образования 2013-2020
гг.
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об

утверждении

образовательной

порядка

организации

деятельности

по

и

осуществления
дополнительным

общеобразовательным программам».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2015 № 09-3242).
7. Межведомственная

программа

развития

дополнительного

образования детей в РФ до 2020 г.
8. Приказ

Минобрнауки

России

«О

Межведомственном

координационном совете по дополнительному образованию и
воспитанию детей».
9. «Санитарно-эпидемиологических

требований

к

условиям

и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ
29 декабря 2012 года № 189.

2

1. Основные характеристики образования
1.1. Пояснительная записка
Истоки способностей
и дарование детей – на
кончиках их пальцев…
В.А Сухомлинский
Длинный и сложный путь развития прошло декоративно-прикладное
искусство. В течение многих веков поколение талантливых народных умельцев
собирали по крупицам опыт искусных мастеров, шлифуя, развивая и передавая
его из поколения в поколения. Самобытные ремесла, возникшие еще древности,
переживали то взлеты, то падения: немало новых появилось на протяжении
веков, какие-то забылись навсегда.
Самая вечная, самая главная игра времени и народов – это игра с куклой.
В русской деревне даже в начале 20 века самодельная тряпичная кукла была
наиболее распространенной игрушкой. В некоторых крестьянских семьях
насчитывалось до сотни таких кукол. Народная тряпичная кукла была не
просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что
такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. В начале 19
века в Сергиевом Посаде существовали крупные мастерские, которые получали
заказы на игрушки из разных городов России.
Аппликация (прикладывания) является одним из древнейших способов
украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне у
многих народов. Возникновение аппликации относиться к древнейшим
временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение
не только в Азии, но и в Европе: Испании, Германии, Франции. Подлинного
расцвета аппликационные работы достигли в 16 веке в Италии и Испании в
церковном одеянии.

3

Один из старейших видов рукоделия – работа с бисером – существует
около 300 лет. Родился он в 18 веке в Германии и стал необычайно популярным
в наступивший мирный период после наполеоновских войн. В эти же годы
новый вид рукоделия попадает и в Россию. В настоящее время незаслуженно
забытое искусство работы с бисером вновь возрождается и начинает занимать
определенное место в современной моде.
Вышивка шелковыми лентами и изготовление цветов из ленты – это
современный вид рукоделия, который возник в наше время, благодаря
современным технологиям производства тканей, лент и т.д. Сочетание умения
вышивать нитками с применением различных лент разной ширины позволяет
народным умельцам развивать и передавать его из поколения в поколение.
«Вышивка» – широко распространённый вид декоративно-прикладного
искусства, в котором, узор и изображение выполняют вручную (иглой, иногда
крючком), на различных тканях: коже, войлоке и других материалах.
Льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными)
нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями,
блёстками, стеклярусом, монетами и т.п.
Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но
и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам,
бабушек. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать
рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки –
рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения,
сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и средства,
так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее характеру и
вкусу: гладью, рококо, бисером, японская вышивка, крестом.
Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью,
ниточный дизайн) – графическая техника, получение изображения нитками на
картоне или другом твердом основании. Нитяную графику также иногда
называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда
используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки
4

могут быть обычные швейные, шерстяные, акриловые и другие. Также можно
использовать цветные шелковые нитки.
«Торцевание» – один из видов рукоделия. Эту технику можно отнести и к
способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно
создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные
элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней
объясняется необычным эффектом «пушистости» и легким способом ее
исполнения. «Кинусайга» один из видов изобразительной деятельности,
основанный на вырезании, наложении различных форм лоскутов ткани и
закреплении их на пенопласте без использования иголки. Наиболее простой и
доступный способ создания художественных работ.
«Валяние» – это одно из древнейших видов рукоделия. В прошлом было
известно, как прядение и ткачество. Оно использовалось кочевниками в
Средней Азии. В качестве искусства «hand-made» оно получило развитие с
середины прошлого века. Секрет популярности кроется в простоте освоения и
огромной широте возможностей. Свалять можно не только декоративные
игрушки, но и предметы декора, и даже одежду
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В
стране рукоделия» на 3 года обучения для детей 10-17 лет является
модифицированной и базируется на основе и анализе существующих программ:
1.

«Шьем сами» Е.В. Бахтурина г. Тамбов 2018 г.

2.

«Мастерская кукол» М.И. Васильева, 2018 г. multiurok.ru.

3.

«Вышивка» С.И. Азанова г. Шамары 2017 год.

Программа

художественной

направленности

предоставляет

детям

возможность познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладная деятельность позволяет реализовать стремление
ребенка

к

«рукотворчеству»,

дает

возможность

испытать

радость

и

удовлетворение от процесса созидания. Дети учатся понимать ценность и
неповторимость вещей, сделанной своими руками, приобретают опыт оценки

5

своего труда и труда сверстников. Овладения основами художественного
ремесла открывает ребенку перспективы профессионального мастерства.
Занятие по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе «В стране рукоделия» дают детям возможность социальной
адаптации, дают почувствовать себя в среде единомышленников, связанных
общим интересным делом, развивают способность к сотрудничеству как со
взрослыми (педагогом), так и со сверстниками.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В
стране рукоделия» направлена на:
 обучение детей шитью ручными швами;
 технологией кройки и шитья;
 на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.
В

программе

конкретизирован

тематический

план

занятий,

в

соответствии с планом разработаны конспекты занятий с сопровождающим
материалом (презентации, образцы изделий, выкройки и т. п.).
Актуальность
творческих

программы.

способностей

ребенка,

Программа
при

направлена

этом

создает

на

развитие

условия

для

самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в
дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно –
заработком, а значит, приносить радость не только себе, но и окружающим.
Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха
рождает у него уверенность в своих силах.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано
другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед
новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению
творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит без оценочная концепция, дающая:
 радость общения;
 удовлетворение результатами своего труда;
6

 исключение боязни неудачи (любой результат положителен);
 создание обстановки взаимопомощь.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
предлагаемые в программе принципы, формы, методы обучения и контроля,
средства обучения действенны в развитии творческих способностей детей,
занимающихся по программе «В стране рукоделия»:
 принципы

обучения

(индивидуальность,

доступность,

преемственность, результативность);
 формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение,
занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.д.);
 методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование,
анализ результатов конкурсов, соревнований и прочее);
 средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и
материалы, доступные для детей).
Отличительной

особенностью

данной

дополнительной

общеобразовательной программы является разнообразие представленных в ней
техник детского творчества (аппликация, изонить, виды вышивки, торцевание
тканью,

мягкая

игрушка,

изготовление

кукол,

лоскутное

шитье).

Образовательная работа по программе ведется по трем возрастным группам,
при этом каждая последующая ступень является продолжением обучения в
рамках предыдущей. На втором и третьем уровнях обучения вводятся новые
темы для изучения.
Программа адресована детям 9-17 лет. Основанием для зачисления в
группу является интерес к выбранному виду деятельности. Принимаются все
желающие заниматься в объединении дети. В составе объединения могут быть
дети

одаренные,

с

низкими

способностями,

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья. Для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов осуществляется, образовательный процесс по
адаптированной образовательной программе. В которой отражены содержание,

7

срок обучения, условия организации обучения и воспитания детей, с учетом их
особых образовательных возможностей.
В группы зачисляются как дети приблизительно одного возраста, так и
разных возрастных категорий (разновозрастные группы), могут являться
основным составом.
Педагог организует деятельность с учетом особых индивидуальных
способностей и потребностей детей. Обеспечивает обучающимся, открытую
перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного
времени. Возможность максимально сконцентрироваться на любимом деле.
В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя
объединения

совместно

с

несовершеннолетними

обучающимися

могут

участвовать их родители (законные представители). В группах действует
активный метод взаимопомощи «я умею – научу другого»; что способствует
интересному творческому общению и дружелюбию.
Объем программы рассчитан на 3 года обучения – 240 часов.
Сроки освоения программы
Первый год обучения – 76 часов (2 часа в неделю):
 теория – 14 часов;
 практика – 62 часа.
Второй год обучения– 76 часов (2 часа в неделю):
 теория – 19 часов;
 практика – 57 часов.
Третий год обучения– 76 часов (2 часа в неделю):
 теория – 18 часов;
 практика – 49 часов.
Уровневая дифференциация программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В
стране

рукоделия»

предполагает

стартовый

уровень

сложности,

т.е.

минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Форма обучения – аудиторная (очная).
8

Занятия проводятся со всем составом, по группам, индивидуально.
Режим учебных занятий:
 1 год обучения – 1 раза в неделю по 2 часа (2 часа в неделю в
группе или со всем составом объединения);
 2 год обучения – 1 раза в неделю по 2 часа (2 часа в неделю в
группе или со всем составом объединения);
 3 год обучения – 1 раза в неделю по 2 часа (2 часа в неделю в
группе или со всем составом объединения).
Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы для снятия
напряжения и отдыха. Расписание занятий объединения, составлено, с учетом
пожеланий

обучающихся,

несовершеннолетних детей
Организуются

и

родителей
и

проводятся

(законных

представителей)

возрастных особенностей
массовые

мероприятия,

воспитанников.
для

совместной

деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
Наполняемость в группах составляет:
 первый год обучения – до 12 человек;
 второй год обучения – до 12 человек;
 третий год обучения – до 12 человек.
Типы занятий – практическое, комбинированное, контрольное.
Виды занятий – беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс,
экскурсия и т.д.
Используемые

методы:

Приоритет

отдается

активным

методам

преподавания:
 практическим упражнениям, практические работы, практикумы;
 наглядным использованием схем, таблиц, рисунков, моделей,
образцов и т.д.
 нестандартным эстафетам творческих дел, конкурс, выставкапрезентация и т.п.

9

Занятия проходят в МКОУ «Бисертская средняя школа №2» в кабинете
«Технология». Так как работа каждого ребенка индивидуальна, то тематика
некоторых занятий и число отводимых на это часов могут частично изменяться.
Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает
возможную коррекцию времени и режима занятий. В группе занимаются дети,
имеющие определенные навыки, полученные в детском саду, в семье, в другом
учреждении и не имеющие подобных навыков. Дети принимаются на занятия в
течение всего учебного года. Для привлечения детей проводятся мастер –
классы,

выставки

с

демонстрацией

изделий

декоративно-прикладного

искусства и наглядных пособий, сделанных обучающимися.
Программа рассчитана на занятия с детьми 9-17 лет и учитываются
психофизиологические
взрослости,

стремление

особенности
к

обучающихся.

самостоятельности,

Появляется

критичности

чувство

мышления,

формируется самоанализ, оценка товарищеских отношений. Для этого возраста
характерно обучение и развитие личности через игровые формы, а так, же
используют различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение,
практические упражнения. Беседа – метод обучения, при котором педагог
использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт, с помощью вопросов и
полученных ответов повод к пониманию и усвоению материала, а также
осуществляет повторение и проверку пройденного. В обучении используют
разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства,
сопровождаются учебной демонстрацией (чертежи, наглядные пособия).
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение
теоретических

знаний

обучающихся

в

трудовой

деятельности.

Такие

упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Формы организации образовательного процесса:
 теоретическое занятие (15-25 минут) – освоение новых знаний;
 практическое занятие с применением бытовой техники.
Формы обучения:
10

Если теоретическое занятие закладывает основы новых знаний в
обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и
детализировать

эти

знания,

содействовать

выработке

навыков

профессиональной деятельности. Практические занятия служат своеобразной
формой осуществления связи теории с практикой.
Теоретические

(групповые)

–

беседа,

объяснение,

демонстрация,

просмотр иллюстраций с последующим анализом.
Практические (групповые, по подгруппам, индивидуальные) – разработка
лекал, отработка изучаемых технологических приемов, самостоятельные
творческие работы.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом объединении, об
организации работы в коллективе.
2 этап. Аппликация.
Обучающиеся узнают о технологии изготовления текстильного коллажа,
аппликации, получают сведения о цвете и композиции.
3 этап. Изонить.
Изонить – графическая техника, получение изображения нитками на
картоне или другом твёрдом основании.
4 этап. Вышивка с добавлением бисера.
В процессе овладения вышивкой бисером учащиеся расширяют кругозор,
повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное –
учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские модели
вышитых изделий. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект
своей работы: его образ (модель, цветовую гамму), назначение изделия.
Разрабатывая изделия, учащиеся овладевают различными приемами вышивки
бисером, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность.
5 этап. Вышивка шелковыми лентами и изготовление цветов из ленты.
Дети знакомятся с новыми технологическими приемами вышивки
лентами, а так же приемами изготовления цветов из ленты разной ширины.
11

6 этап. Вышивка нитками.
Вышивка включает знакомство с элементарными основами рисования по
подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов
орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельную
работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными
приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения.
7 этап. Торцевание тканью.
Через технику торцевание тканью обучающиеся смогут узнать об одном
из видов конструирования, способствующему развитию мелкой моторики и
образному мышлению, усидчивости, воспитанию художественного вкуса,
чувство цвета, аккуратности. При котором с помощью наклеивания на шаблон
или основу скрученных кусочков ткани создаются объемные махровые
композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т.д.
9 этап. Изготовление кукол. Мягкая игрушка.
Обучающиеся узнают об истории возникновения куклы и традициях ее
изготовления. Знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки.
10 этап. Валяние.
Обучающиеся научатся создавать уникальные и красивые вещи своими
руками. Узнают, что валяние можно делать и с помощью кашемира, ангоры или
мохера. Используя основу и специальные инструменты чтобы получить:
игрушки, картины, украшение.
Выставки. Организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в
конкурсах.
Все

это

способствует

формированию

интереса

к

декоративно-

прикладному творчеству.

12

1.2. Цель программы
Цель – Развитие творческих способностей обучающихся в процессе
освоения технологии. Овладение теоретическими и практическими навыками
работы

с

различными

материалами,

направленными

на

воспитание

художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Образовательные:
 обучить разнообразным трудовым навыкам и умениям при работе с
тканью,

лентами,

бисером,

шерстью,

необходимыми

инструментами и приспособлениями;
 обучить основам кройки и шитья, моделированию игрушки, работе
с иглой.
Развивающие:
 развить активность и самостоятельность;
 формировать эстетический и художественный вкус;
 развивать творческие способности, фантазию и воображение,
образное мышление.
Воспитательные:
 воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость и умение
довести начатое дело до конца;
 формировать интерес к декоративно прикладному творчеству;
 воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
Дети, прошедшие обучения по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе «В стране рукоделия» применяют свои знания и
умения при изготовлении одежды, украшений, предметов быта.
В ходе работы на занятиях создается необычная среда и атмосфера
творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс
учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка,
радостных переживаний познания, реализации себя в выбранной деятельности.
Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с
13

другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что
способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных
условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному
самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Вещи, сделанные своими руками не просто могут украсить интерьер
дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств, становятся
забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу
непосредственным

изготовлением

предлагаемых

образцов,

постепенно

перерастает в стремление придумать свой образ будущих вещей и воплотить
его в материале.

14

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный (тематический) план на три года обучения
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Наименование темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения швов и
способы закрепления нити.
Изготовление игольницы.
Аппликация.
Изонить.
Вышивка нитками.
Вышивка с бисером.
Вышивка шелковыми лентами.
Изготовление цветов из ленты.
Торцевание тканью.
Мягкая игрушка.
Валяние.
Изготовление кукол.
Заключительное (итоговое) занятие.
Итого:

Количество часов по годам обучения
Первый год
Второй год
Третий год
2
2
2
2

2

2

2
21
14
16
-

13
17
16

15
-

18
1
76

25
1
76

18
16
22
1
76

15

1.3.2. Пояснительная записка первого года обучения
Цель первого года обучения – развитие творческих способностей,
обучающихся средствами рукоделия и содействие к адаптации в социальной
среде.
Задачи:
 получить первичные знания, умения по шитью;
 познакомить детей с миром рукоделия;
 привить навыки точности, аккуратности, усидчивости.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны свободно
общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимовыручку, знать
правила техники безопасности и пожарной безопасности.
Знать, уметь применять и использовать простые швы. Уметь применять
полученные знания и умения в жизни.
Большая часть времени выделяется на практическую работу.
Цель практической работы – усвоение обучающимися новых знаний и
закрепление старых, практике может быть отведено все время данного занятия.
В программе введены разделы по декоративно-прикладному искусству.
Это аппликация, изонить, торцевание тканью, вышивка нитками. Эти разделы
позволяют обучающимся развивать свои творческие способности и изготовить
для себя, своей семьи, друзей различные поделки и полезные вещи для дома.

16

1.3.3. Учебный (тематический) план первого года обучения
в том числе:

№
п\п
1
2

Наименование темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения швов
способы закрепления нити.

Всего
2
и

теории практики
1

1

2

30 мин 1ч 30мин
30 мин 1ч 30мин

3

Изготовление игольницы.

2

4

Аппликация.

21

2

19

5

Изонить.

14

3

11

6

Вышивка нитками.

16

5

11

7

Торцевание тканью.

18

2

16

8

Заключительное (итоговое) занятие.

1

-

1

9

Итого:

76

14

62

Формы
аттестации,
контроля
беседа,
опрос
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение

17

1.3.4. Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Организация рабочего места.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности на
рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
Игры и упражнения на знакомство. Входной контроль: диагностика
навыков и умений.
Тема 2. Технология выполнения швов и способы закрепления нити.
Теория:
Знакомство с терминами ручных работ, необходимые инструменты и
приспособления. Техника безопасности при ручных работах.
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного» швов. Практическое
выполнение швов.
Различные способы закрепления нити и их использование в процессе
выполнения игрушек.
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и шов, освоение технологии их
выполнения. Работа с тканью.
Тема 3. Изготовление игольницы.
Теория:
Беседа о возникновении игольницы. Подбор ткани, ниток, фурнитуры.
Раскрой.
Практическая работа:
Изготовление игольницы.
Тема 4. Аппликация.
Теория:
18

Знакомство с аппликацией. Виды аппликаций, применение аппликации в
быту, в одежде, и др. видах. Приемы выполнения аппликации на ткани (клеевая
аппликация,

термоаппликация,

ручная

аппликация).

Правила

разметки

материала по шаблонам и трафаретам.
Практические работы:
Работа

с

тканью

желатинирование).

–

изменение

Изготовление

фактуры

бумажных

и

ткани

(крахмаление,

тканевых

шаблонов.

Изготовление панно, подушек, салфеток, прихваток с использованием
аппликации.
Тема 5. Изонить.
Теория:
Знакомство с видом вышивки. Материалы и приспособления. Освоение
рабочих приемов в технике изонить: заполнение угла, заполнение окружности.
Правила выполнения. Область применения.
Практическая работа:
Выполнение различных элементов в технике изонити.
Изготовление

декоративного

панно.

Оформление

картинки

в

декоративную рамку.
Тема 6. Вышивка нитками.
Теория:
На данном этапе обучающиеся познакомились с историей возникновения
вышивки. Овладеют приемами и способами работы по технологии вышивки.
Техника безопасности с ручным инструментом.
Практическая работа:
Посмотрят

творческие

работы

выполненных

ранее

Изготовление

вышивки, используя основы полученных знаний на занятии.
Тема 7. Торцевание тканью.
Теория:

19

Знакомство с техникой торцевания из лоскутов ткани на пенопласте.
Овладеют

приемами

и

способами

работы.

Техника

безопасности

с

инструментом.
Практическая работа:
Выполнение объемных картин из ткани на пенопласте.
Тема 8. Заключительное (итоговое) занятие.
Заключительное занятие. Итоги работы за год. Чаепитие.

20

1.3.5. Пояснительная записка второго года обучения
Цель второго года обучения – сознательное приобретение знаний,
умений, навыков; изучением новых разделов: «вышивка шелковыми лентами»,
«вышивка с бисером», «мягкая игрушка» развитие творческих способностей.
Задачи:
 дальнейшее углубленное изучение тем;
 закрепить знания, умения, навыки;
 привить навыки точности, аккуратности, усидчивости;
 научить создавать собственные композиции предметов интерьера
(салфетки, панно и т.д.), добавлять бисер в вышитые изделия.
К концу второго года обучения. Обучающиеся должны знать:
безопасные приемы труда, способы технологической обработки изделий,
технику выполнения простейших швов, «рококо», глади и ее разновидностей,
счетных швов, ришелье, вышивка шелковыми лентами, объемной вышивки,
вышивки бисером, стеклярусом, пайетками, бусинами. Должны чувствовать
себя частицей единой группы, коллектива, ощущать уверенность в себе.
Должны уметь взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в
любой ситуации, правильно изготовить лекала с учетом разновидности
игрушки, разрабатывать рисунки для вышивки, переносить их на ткань,
вышивка в технике «рококо», более сложными видами глади, простым крестом
и «болгарским»; добавлять в обычные рисунки бисер, стеклярус, пайетки;
сочетать аппликацию и вышивку; изготовить изделие с соблюдением
технологии

обработки.

Пользоваться

оборудованием,

инструментами

и

приспособлениями.
Применять фантазию, творческую инициативу и изобретательность.

21

1.3.6. Учебный (тематический) план второго года обучения
в том числе:

№
п/п
1
2

Наименование темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения
способы закрепления нити.

Всего

швов

и

теории практики

2

1

1

2

1

1

3

Вышивка нитками

13

2

11

4

Вышивка с бисером

17

4

13

5

Вышивка шелковыми лентами.
Изготовление цветов из ленты.

16

6

10

6

Мягкая игрушка.

25

5

20

7

Заключительное (итоговое) занятие.

1

-

1

8

Итого:

76

19

57

Формы
аттестации,
контроля
беседа,
опрос
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение

22

1.3.7. Содержание программы второго года обучения
Тема 1 Введение. Техника безопасности.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Организация рабочего места.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности на
рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
Входной контроль: диагностика навыков и умений.
Тема 2. Технология выполнения швов и способы закрепления нити.
Теория:
Повторение технологии выполнения ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного» швов. Техника
безопасности при ручных работах.
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и швов, закрепления нитий разными
способы в процессе работы. Работа с тканью.
Тема 3. Вышивка нитками.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки крестом. Вышивка в
народном костюме. Правила выполнения. Особенности. Область применения.
Практическая работа:
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике
вышивки

крестом.

Оформление

работы

с

использованием

различных

материалов.
Тема 4. Вышивка изделий с дополнением бисера.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения вышивки бисером, стеклярусом,
пайетками.
23

Практическая работа:
Изготовление вышивки. Разработка рисунков для вышивки. Сочетание
различных приемов вышивки с дополнением бисера.
Тема 5. Вышивка шелковыми лентами. Изготовление цветов из лент.
Теория:
История вышивки лентами. Ознакомление с видами шелковых лент,
инструментами и приспособлениями, техникой безопасности при работе с
инструментами.
Изучение основных декоративных швов, стежков и техники вышивки.
Виды закрепок. Простой узелок. Ленточный стежок, бантик, возвратный
стежок, прямой стежок, простой, обвитый, объемный, перекрученный,
стебельчатый, объемные швы: узелки, бутоны.
Практическая работа:
Изготовление сувениров с вышивкой лентами, подушечек, сердечек
панно, объемных цветов из ленты
Тема 6. Мягкая игрушка.
Теория:
Знакомство с видами мягких игрушек: игрушки из перчаток и носочков,
игрушки-подушки, каркасная игрушка. Материалы и инструменты. Способы
изготовления и варианты оформления. Техника безопасности при изготовлении
игрушек.
Практическая работа:
Подбор и раскрой ткани, сшивание деталей, оформление внешнего вида
игрушки.
Тема 7. Заключительное (итоговое) занятие.
Заключительное занятие. Итоги работы за год. Чаепитие.

24

1.3.8. Пояснительная записка третьего года обучения
Цель третьего года обучения – сознательное приобретение знаний,
умений, навыков; изучением новых разделов: «Изготовление кукол», «Мода
для кукол», развитие творческих способностей.
Задачи:
 дальнейшее углубленное изучение тем;
 закрепить знания, умения, навыки;
 привить навыки точности, аккуратности, усидчивости;
 научить создавать собственные композиции шерсти;
 способствовать получению знаний и умений по подбору и
сочетанию ткани.
Третий год обучения – в программе введены разделы по декоративноприкладному искусству. Это лоскутное шитье знакомство с изготовлением
кукол, мода для кукол, валяние. Работа с более сложным в обработке
материалом, аппликация, изготовление сувениров и подарков к праздникам.
Эти разделы позволяют обучающимся развивать свои творческие способности
и изготовить для себя, своей семьи, друзей различные поделки и полезные вещи
для дома.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать:
безопасные приемы труда, способы технологической обработки изделий,
свойства тканей из натуральных и естественных волокон и способы их
обработки, технику выполнения простейших швов, Должны чувствовать себя
частицей единой группы, коллектива, ощущать уверенность в себе.
Должны уметь взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в
любой ситуации, правильно изготовить лекала с учетом разновидности
игрушки, куклы, разрабатывать рисунки для валяния шерстью, переносить их
на основу. Изготавливать изделие с соблюдением технологии обработки.
Пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Применять фантазию, творческую инициативу и изобретательность.

25

1.3.9. Учебный (тематический) план третьего года обучения
№
п/
п
1
2

в том числе:
Наименование темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Технология выполнения
способы закрепления нити.

Всего

швов

и

теории практики

2

1

1

2

1

1

3

Аппликация

15

4

12

4

Мягкая игрушка

18

4

14

5

Валяние

16

4

12

6

Изготовление кукол.

22

5

17

7
8

Заключительное (итоговое) занятие.
Итого:

1
76

19

1
57

Формы
аттестации,
контроля
беседа,
опрос
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение

26

1.3.10. Содержание программы третьего года обучения
Тема 1 Введение. Техника безопасности.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Организация рабочего места.
Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в
объединении. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности на
рабочем месте. Безопасные приемы труда.
Практическая работа:
Входной контроль: диагностика навыков и умений.
Тема 2. Технология выполнения швов и способы закрепления нити.
Теория:
Повторение технологии выполнения ручных швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного» швов. Техника
безопасности при ручных работах.
Практическая работа:
Выполнение различных стежков и швов, закрепления нити разными
способы в процессе работы. Работа с тканью.
Тема 3. Аппликация.
Теория:
Техника выполнения аппликации с различными прикрепом. Ткани и
материалы,

пригодные

для

использования

в

качестве

аппликации.

Последовательность выполнения вышивки. Швы применяемые для прикрепа:
тамбур, гладь, петельный шов. Требование к вышивке с аппликацией
аккуратности вырезки деталей.
Практическая работа:
Изготовление панно. Выполнение рисунка вышивки с аппликацией,
освоение рабочих приемов выполнения аппликации.
Тема 4. Мягкая игрушка.
Теория:

27

Закрепление умения выбора цвета ткани, раскроя по готовой выкройке.
Оформление игрушек вышивкой. Изготовление игрушки из фетра. Закрепление
умения делать раскрой деталей. Соединение нескольких деталей при шитье,
различными швами «Петельный шов», «шов через край».
Практическая работа:
Подбор и раскрой ткани, сшивание деталей, оформление внешнего вида
игрушки.
Тема 5. Валяние.
Теория:
Знакомство с видами валяние, основные принципы, материалы и
инструменты. Изготовление простых игрушек, браслета и бус в технике в
технике «сухое валяние» особенности их выполнения. Мокрое валяние: история
возникновения, технология изготовления изделий. Панно в технике «мокрое
валяние»: технология работы.
Практическая работа:
Отработка навыков при изготовлении изделий в техниках «Сухого» и
«Мокрого» валяния.
Тема 6. Изготовление кукол.
Теория:
Знакомство с текстильной куклой. Правила и последовательность
изготовления текстильной куклы. Работа с чертежами и выкройками. Основные
правила соединения куклы.
Практическая работа:
Изготовление текстильной куклы. Раскрой, пошив, соединение деталей
кроя, набивка куклы.
Тема 7. Заключительное (итоговое) занятие.
Заключительное занятие. Итоги работы за год. Чаепитие.

28

1.4. Планируемые результаты
В результате освоения программы, обучающиеся получают целый
комплекс знаний.
К концу первого года обучения, дети должны знать:
 правила ТБ при ручных работах, правила пожарной безопасности;
 виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
 различные

материалы,

инструменты

и

приспособления,

применяемые в традиционных художественных ремеслах;
 понятие о композиции,
 историю развития рукоделия;
 начальные сведения о цветовом сочетании;
 технику выполнения «изонить»;
 технику выполнения простейших швов, глади и ее разновидностей,
счетных швов.
Уметь:
 выполнять требования к оборудованию рабочего места;
 подготавливать материалы для работы;
 пользоваться инструментами, приспособлениям;
 подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
 эстетично оформлять изделия;
 вышивать простейшими швами и их разновидностями;
 выполнять аппликацию;
 вышивать в технике «изонить»;
 работать индивидуально и коллективно.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
 требования к оборудованию рабочего места;
 об

отличительных

особенностях

игрушек:

единая

форма,

статичность;
 наличие рельефности и отсутствие элементов, влияющих на объем;

29

 цветовое решение игрушки;
 способы нанесение рисунка на ткань;
 технику выполнения простейших швов и их разновидностей;
 технику выполнения простейших швов, глади и ее разновидностей,
счетных швов, вышивки шелковыми лентами, объемной вышивки,
вышивки бисером, стеклярусом, пайетками, бусинами.
Уметь:
 взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в любой
ситуации;
 пользоваться

инструментами,

приспособлениям,

швейным

оборудованием;
 выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам,
выкройкам и образцам;
 экономно расходовать материалы;
 применять полученные знания, умения и навыки на практике, в
быту;
 оформить игрушку самостоятельно;
 переносить рисунок на ткань;
 вышивать простейшими швами и их разновидностями;
 вышивать шелковыми лентами;
 добавлять в обычные рисунки бисер, стеклярус, пайетки.
К концу третьего года обучения, дети должны знать:
 правила ТБ при ручных работах, при работе с утюгом, правила
пожарной безопасности;
 требования к оборудованию рабочего места;
 различные

материалы,

инструменты

и

приспособления,

применяемые в традиционных художественных ремеслах;
 виды декоративно-прикладного искусства;
 технологию изготовления изделий;

30

 понятие о композиции, виды отделки швейных изделий;
 технику выполнения швов и их разновидностей;
 технику выполнения аппликации и методы крепления фрагментов
аппликации к ткани;
 технику «сухого валяния» и «мокрого валяния».
Уметь:
 выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам,
выкройкам и образцам;
 требования к оборудованию рабочего места;
 подготавливать материалы для работы;
 подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
 пользоваться

инструментами,

приспособлениям,

швейным

оборудованием;
 экономно расходовать материалы;
 эстетично оформлять изделия;
 работать индивидуально и коллективно;
 изготовить игрушку по технологии;
 оформить игрушку самостоятельно;
 переносить рисунок на ткань;
 выполнять аппликацию;
 выполнять работы в технике валяние.
Освоив

дополнительную

общеобразовательную

(общеразвивающую)

программу «В стране рукоделия», дети познакомятся с истоками народного
творчества, с видами рукоделия, научатся использовать различные материалы и
лоскуты при изготовлении предметов быта, интерьера, изделий для выставок,
памятных сувениров.

31

Универсальные учебные действия
Выработка и развитие практических навыков и умений. Расширение
умений и знаний. Обобщение накопленных умений и знаний и их применение
во всех сферах обучения.
Метапредметные:
Умение учится и способность к организации своей деятельности
(планирование, контроль, оценка):
 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
 овладение способностью принимать и сохранять цель учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
 умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной
деятельности – это готовность слушать собеседника и вести диалог,
договариваться о распределении функций и ролей совместной
деятельности,
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

российской

культуре,

окружающих.
Предметные:
 формирование
первоначальных

представлений
этический

о

представлений,

уважительного

отношения к России, родному краю, своей семье;
 формирование первоначальных представлений о роли декоративно
– прикладного искусства в жизни человека;
 формирование основ художественной культуры, потребности в
художественном творчестве;
 приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и
организации;

32

 овладение элементарными практическими умениями и навыками
декоративно-прикладной

деятельности,

приобретение

навыков

самообслуживания;
 усвоение правил техники безопасности;
 приобретение начального опыта умения работать с таблицами,
схемами,

цепочками,

представлять,

анализировать

и

интерпретировать данные;
 использование приобретенных знаний и умений для творческого
решения

несложных

художественно-конструкторских,

технологических и организационных задач.
Личностные:
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

эстетических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной отзывчивости;
 формирование

мотивации

к

творческому

труду,

работе

на

результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям многонационального российского общества.

33

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы (материально-техническое
обеспечение)
Для реализации данной программы и организации качественного
воспитательно-образовательного процесса созданы условия и методическое
сопровождение. Занятия проводятся в рабочем кабинете «Технология» площадь
69,9 кв.м.
Кабинет «Технология» укомплектован:
 парты двухместные – 15;
 стулья ученические – 23;
 стол учительский – 1;
 стул учительский – 1;
 стол компьютерный – 1;
 доска навесная (рабочая поверхность 1 м х 1,5 м) зеленая;
 шкафы – 17;
 зеркало – 1;
 стол для раскроя – 1.
Оборудование:
 швейные машины с электроприводом – 5;
 оверлок – 2;
 утюг электрический – 1;
 гладильная доска – 1;
 манекен – 1.
Инструменты:
 ножницы;
 линейки;
 иглы (ручные, машинные);
 лекала;
 мел портновский;

34

 сантиметровые ленты;
 пяльцы;
 бисер;
 бусины;
 стеклярус;
 пайетки.
Дидактические материалы:
 таблицы по технологии;
 чертежи изделий м 1:1;
 наглядный и раздаточный материал;
 выкройки-лекала;
 методические разработки;
 раздаточный материал по темам;
 инструкционные карты;
 специальная литература;
 цветовой круг.
Электроснабжение кабинета:
 на потолке светодиодные светильники – 12 шт;
Кабинет оснащен:
 аптечкой;
 имеются средства первичного пожаротушения (углекислотный ОУ
– 5 № 4).
В кабинете есть уголок охраны труда.

35

2.2. Формы и методы контроля.
Методы и приемы контроля.
Устный метод: проверка усвоения обучающимися нового материала и
умения рассуждать; повторение ранее изученного.
Объяснительно-иллюстративный:

педагог

сообщает

готовую

информацию с использованием демонстраций, а обучающиеся воспринимают,
осмысливают и запоминают ее, воспроизводят полученные знания.
Частично-поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для
изготовления изделия.
Исследовательский: творческая деятельность обучающихся по решению
выполнения работы.
Практический: упражнения, практические работы.
Наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
Нестандартный: выставка, конкурс, выставка-презентация, игры.
Результат выполненной практической работы анализируется: оценивается
качество, иногда и количество выполненной работы, владение технологией,
практической операцией, знание и соблюдение техники безопасности (если это
требуется по ходу работы), время, затраченное на выполнение работы (т.е.
уровень сформированности навыков).
Формы контроля.
Задача – глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков
обучающегося, уровня его разностороннего развития. Такая проверка дает
значительный материал для объективного суждения и соответствующих
выводов о каждом воспитаннике, для организации индивидуального подхода к
нему в процессе учебно-воспитательной работы.
Фронтальная

проверка

позволяет

в

короткий

срок

повторить

(воспроизвести, актуализировать) материал, на который педагог будет
опираться при изучении новой информации на данном занятии.

36

Взаимоконтроль

как

форма

организации

проверки

имеет

много

достоинств.
Самоконтроль – один из видов проверки обучающимся результатов
собственной работы.
2.3. Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы:
 итоговые занятия по каждому разделу программы;
 выставки по итогам обучения;
 участие в выставках разного уровня.
Критерии оценки:
 оценивается идея, название работы, степень самостоятельности,
качество исполнения, эстетический уровень;
 умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ
других обучающихся;
 оценивается

наблюдательность

и

фантазия,

умение

видеть

необычное в обычном;
 оценивается интерес к специальной литературе по прикладному
творчеству.
Стимулы:
 похвала;
 поддержка;
 отбор работы на выставку;
 награждение грамотой.

37

2.4. Методические материалы
Методические пособия:
 «Азбука умелых ручек» (образцы ручных швов).
 «Работа с выкройками» (схемы).
 «Кладовая игрушек» (папка с выкройками игрушек).
 «Как оформить игрушку».
 Инструкции.
 Информационные стенды и плакаты.
 Картотека шаблонов.
 Конспекты учебных занятий.
 Методические разработки.
 Образцы изделий.
 Схемы.
 Тематические папки.

38

3. Список литературы для педагога
1. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла». Учебнометодическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство –
Пресс» 2011 172, [5]с.
2. Гаврильченко Т.В. «Волшебный лоскуток. Шьем игрушки» – М:
Айрис-пресс, 2008 144, – [9] с.
3. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах».
М., Просвещение, 1978г. 174, – [47] с.
4. Ефимова А.В «Сделаем игрушки сами». Альбом игрушек самоделок
№4 1977, 20, – [7] с.
5. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники» М., Эксмо –
Пресс,1998г., 200, – [3] с.
6. Дараева Ю.А. «Лоскутное шитье». – М: Этерна, 2008г. 225, – [17] с.
7. Гребченко Н.В. «Мастерим лоскутный мир». – Н. Новгород: ООО
«Педагогические технологии НН», 2013г. 51, – [35] с.
8. Зайцева А.А. «Лоскутное шитье без нитки и иголки» – М: ЭКСМО,
2010г. 63, – [10] с.
9. Кокс Н. «Вышивка шелковыми ленточками». М., 2006г. 82, – [10] с.
10. Румянцева Е.А. «Аппликация» eKnigi.orgи 2010г. 122, – [25] с.
11. Мальцева Е.П. «Материаловедение швейного производства». М.,
Просвещение, 1984г. 239, – [10] с.
12. Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитье». М., Школа
пресс,2000г. 95, – [5] с.
13. Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. ДмитриеваМакерова. - М.: Питер, 2008. - 104 [15] c.
14. Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.:
Эксмо, 2013. - 64 [8] c

39

Законодательные материалы
1. Конституция

Российской

Федерации:

офиц.

Текст.

–

М.:

Образование, 2001. -39 с.
2. ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Закон Свердловской области № 78-ОЗ от 15 июля 2013 г. «Об
образовании в Свердловской области».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об

утверждении

образовательной

порядка

организации

деятельности

по

и

осуществления
дополнительным

общеобразовательным программам».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2015 № 09-3242).
6. Устав Муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования – Дома детского творчества.
Электронные ресурсы
1. www.stranamasterov.ru.
2. https://www.livemaster.ru/topic/274295-vse-vidy-rukodeliya-vyshivka.
3. https://search.rsl.ru/ru/record/01005074674.
4. https://www.labirint.ru/books/162189/.
5. http://fotki.yandex.ru/users/alyona-merletto/album/251841/?p=0.
6. stikom.ru/1214-levi-stenli-vyshivka-biserom-i-blestkami-novye-tehnikii-uzory.html.

40

Список литературы для обучающихся
1. Артамонова Е. «Украшение из бисера». Москва, Эксмо,2009г. 10000
– [5] с.
2. Бреннан Э. «Шьем сумочки». М.,2006г. 176 – [89] с.
3. Деревянко С., Трошкова А. «Мягкая игрушка: игрушки в подарок».
– М: ЭКСМО; СПб: Валерии СПД, 2002г.158 – [115] с.
4. Максимова М.В. «Девичьи хлопоты» – М: ЭКСМО, 2004г. 80 – [63]
с.
5. Стенли. Л. «Вышивка бисером и блестками. Новые техники и
узоры». Мир книги 2006г. 120 – [23] с.
6. Данкевич, Е.В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния / Е.В.
Данкевич. - М.: АСТ, Сова, 2013. - 32 [17] c.
7. 4. Зельке, Карстен Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой /
Карстен Зельке. - М.: Арт-Родник, 2014. - 80[11] c.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».