Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 7 1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы 7 1.4. Содержание программы 8 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 13 2.1. Календарный учебный график 13 2.2. Условия реализации программы 13 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 15 2.4. Оценочные материалы 15 3. Список литературы 18 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Пояснительная записка Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, действующая с 1 марта 2022 года) (далее – ФЗ). Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями на 30 сентября 2020 года №533) (далее Порядок». Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» относится к программам художественной направленности и ориентирована на ознакомление обучающихся с основами изобразительной деятельности. Актуальность программы. Художественное воспитание является важнейшим фактором всестороннего и гармоничного развития детей и подростков. Оно подразумевает систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Тем не менее, современные дети зачастую предоставлены телевизору, компьютеру, телефону, они как губки впитывают все, что видят на экране и воспитываются на «американском шаблонном искусстве», их фантазия загнана в рамки этих шаблонов. Одна из задач программы – расширить эти рамки путем приобщения детей к удивительному миру искусства. В этом заключается актуальность данной программы. 3 Воспитательный потенциал программы. Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоциональночувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, приобщить к системе знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт обучающимся возможность повысить свой уровень культуры. Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности. Отличительная особенность программы состоит в связи познания истории искусств, окружающего мира с изобразительным творчеством. Представления об общечеловеческих ценностях складываются: во-первых, из знакомства с мировым художественным наследием, во-вторых, из освоения отечественного искусства, народного творчества и, в-третьих, из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы. Содержание программы диктуется задачами духовно – нравственного, интеллектуального развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека». В основе программы лежит инновационная деятельность, творчество и живое взаимодействие педагога и детей, развивающееся по нормам общения и сотрудничества. Основой творчества являются три формы художественного мышления - изобразительная, декоративная и конструктивная. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой дети создают новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Адресат программы. Программа по изобразительному искусству «Палитра» рассчитана на обучающихся 8 – 12 лет. Возрастные особенности детей: младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Начинается дифференциация внешней и внутренней жизни, утрачивается детская непосредственность, импульсивность, ребенок размышляет прежде, чем действовать, начинает скрывать свои переживания. 4 Происходит утрата интереса к игре. Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что в свою очередь дает возможность получить одобрение, признание взрослых, и сверстников, особый статус. В младший школьный возраст учебная деятельность стает ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление: он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается – у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Восприятие детей в этом возрасте отличается остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу для каждой группы. Объем программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» разработана в объеме 24 часа на каждую группу. Срок реализации образовательной программы – 6 месяцев. Общее количество часов на три группы составляет 72 часа. Формы обучения – очная, в период карантина и карантинныхмероприятий может быть дистанционной (на платформе СФЕРУМ) Особенности организации образовательного процесса. Набор в объединение осуществляется на свободной основе по заявлению родителей (законных представителей). Группы формируются с учетом дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся. Три группы, наполняемость каждой составляет: 10 – 15 человек. 1 группа – 8 - 9 лет; 2 группа – 9-10 лет; 3 группа - 11-12 лет. Обучающиеся, поступающие в творческое объединение, проходят собеседование и тестирование, направленное на выявление их способностей. Основой образовательного процесса является групповое обучение. Методика организации работы творческого объединения основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности. Программа занятий составляется с учетом склонности и интересов каждого возраста. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого 5 обучающегося, и возможности объединения (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями, натюрмортный фонд и т. п.). Особенностью данного вида деятельности является то, что младшие получают разнообразные сведения от старших, осваивают практические навыки; старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определенных качеств и развития конкретных навыков и умений. Учитывая способности обучающихся, педагог дает им такие задания, чтобы каждый мог выступить в роли организатора интересного дела, творческого проекта. Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами, уменьшая или увеличивая время на их выполнение. Педагог вправе предлагать другие аналогичные темы, органично входящие в русло программы. Программа не только не должна ограничивать педагога в его творческих поисках, но, наоборот, служить определённым стимулом к ним. Такой подход способствует более быстрому формированию и развитию у обучающихся творческих способностей, разнообразных умений и навыков, социальной адаптации, обеспечивает стабильность детского коллектива. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретения и имеет социальную значимость. Наряду с учебными занятиями проводятся общие для детского коллектива праздники, конкурсы, выставки, чаепития. Процесс обучения в объединении строится на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: рисунка, живописи, композиции, беседы по изобразительному искусству. На практических занятиях обучающиеся учатся пользоваться инструментами материалами, получают умения и закрепляют навыки, развивают творческие способности. Для расширения художественного кругозора обучающихся проводятся экскурсии в музеи и на выставки, просматривается литература и видеоматериалы по мировой культуре и искусству. Важным элементом работы объединения является участие обучающихся в различных выставках и конкурсах, что позволяет им сравнивать свои работы с другими и даёт толчок к творческому развитию. 6 1.2. Цель и задачи программы Цель - раскрытие творческого потенциала обучающихся в процессе изучения основ изобразительного искусства. В процессе реализации программы решаются следующие задачи: Личностные: 1. Способствовать воспитанию трудолюбия, усидчивости, ответственности; 2. Способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме; 3. Способствовать формированию интереса к искусству и занятиям художественным творчеством. Метапредметные: 1. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся (художественный вкус, пространственное мышление, колористическое видение) через занятия изобразительным искусством; 2. Способствовать формированию коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение. 3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, наблюдательность. Предметные: 1. Познакомить обучающихся с классификацией жанров и видов изобразительного искусства; 2. Познакомить обучающихся с основами изобразительного искусства (цветоведение, основы воздушной и линейной перспективы, композиции); 3. Познакомить с различными художественными материалами; 1.3. Планируемые (ожидаемые) освоения программы результаты По окончании освоения дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» обучающиеся демонстрируют следующие результаты Личностные: прослеживается положительная динамика в: - умении организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; - способности принимать решения, отвечать за собственные поступки; - сформированности культуры общения и поведения в социуме; - в проявлении интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; Метапредметные: прослеживается положительная динамика в - способности видеть и понимать окружающий мир (художественный вкус, пространственное мышление, колористическое видение); - умении работать в группе, коллективе; - умениинаблюдать, сравнивать, адекватно оценивать себя и окружающих. Предметные: обучающиеся будут 7 Научить обучающихся простым приемам и техникам ИЗО, бумажной пластики. знать: - основы цветоведения; - разнообразные выразительные средства: цвет, линия; - основы композиции: понятие симметрии, равновесие, ритм; - контрасты форм; - свойства красок и графических материалов; - азы воздушной перспективы (дальше, ближе); - виды декоративно-прикладного искусства; - начальные эпохи развития изобразительного искусства; - известнейшие музеи и памятники искусства Древнего мира. -основные жанры живописи и виды ИЗО. - уметь: владеть навыком смешивания красок, свободно работать кистью, пером, фломастером, восковыми мелками, создавать аппликации и т. д.; иметь навык работы с различными материалами и инструментами, используемыми в изобразительном искусстве и конструировании (бумага, акварель, гуашь, карандаш, кисти, ножницы, бисер, леска, проволока и тд) в доступной форме отражать разные стороны жизни (мир растений, животный мир и мир людей) и выражать различные чувства и мысли (радость, грусть и т. д.), выражать свои представления о добре и зле; владеть основами композиции, воздушной перспективы и цветоведения; грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; На фоне широкого и разнообразного показа произведений искусств по жанрам (натюрморт, портрет, пейзаж, декоративно-прикладное творчество) у обучающихся должны сложиться представления об удивительном мире искусства, связанном неразрывными нитями с собственной художественной деятельностью. 8 1.4. Содержание программы Учебный (тематический) план для каждой группы № № п/п Название раздела, темы 1. 1.1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 6 1 3 0,5 3 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2.4 Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Легенда о живописи. Входная диагностика Раздел 2. Живопись Палитра зимы. Натюрморт в холодных тонах Палитра зимы. Натюрморт в холодных тонах Палитра весны. Этюд весеннего дерева Палитра весны. Сакура 1 0,5 0,5 2.5 Рисование на мокрой бумаге 1 0,5 0,5 2.6 Монотопия 1 0,5 0,5 3. Раздел 3. Рисунок 5 2,5 2,5 3.1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 3.3 Свет и тень. Рисование простейших геометрические форм с натуры (куб, шар) Рисование простейших геометрические форм с натуры (куб, шар) Рисунок. Автопортрет 1 0,5 0,5 3.4 Рисунок. Автопортрет 1 0,5 0,5 3.5 Рисунок «День Победы» 1 0,5 0,5 3.6 Рисунок «День Победы» 1 0,5 0,5 4. Раздел 4.Основы композиции 2 1 1 4.1 Равновесие. Орнамент. Ритм. Понятие Иллюстративный ряд с изображением бегущих животных 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Раздел 5. Композиция. Решение творческихзадач по темам Рисунок кистью. Зимний лес, парк 7 3,5 3,5 1 0,5 0,5 2. 2.1 2.2 2.3 3.2 4.2 5. Количество часов для каждой группы Всего Теория Практика формы аттестации/ контроля Опрос, тест Творческая работа Практика самоконтроль Творческая работа Творческая работа Практика самоконтроль Творческая работа Творческая работа Творческая работа Практика самоконтроль Творческая работа Практика самоконтроль Практика самоконтроль Творческая работа Творческая работа Творческаяработа 9 6. 7. 8. «Лесные животные» 1 0,5 0,5 «Снегири» 1 0,5 0,5 «Снегири» 1 0,5 0,5 «Таинственный космос» 1 0,5 0,5 «Таинственный космос» 1 0,5 0,5 «Прогулка» (фигура человека в экстерьере) Создание образа. Наброски. Эскиз Раздел 6. Акварельный скетчинг Флористический скетчинг «Весенние цветы» Раздел 8. Беседы по изобразительному искусству (о видах, жанрах ИЗО, о жизни и творчествевыдающихся художников, о декоративноприкладном искусстве, по 15 минут в началеили в конце занятий Итоговое занятие. Итоговая диагностика 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Творческая работа Опрос тестирование 1 - 1 Итоговая выставка тестирование Итого: 24 12 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 12 Содержание учебного (тематического) плана Тема № 1: Вводное занятие 1ч. Теория 0,5 ч.: Знакомство с группой. Игра «снежный ком». Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения, противопожарная безопасность. Просмотр мультфильма «Учимся рисовать» Практика 0,5ч.: Творческие задания на выявления навыков и умений обучающихся. Формы контроля: опрос Раздел № 2: Живопись 6 ч. Теория 3 ч.: Знакомство с художественными материалами (акварель, гуашь, кисти, фломастеры, карандаши, бумага). Понятие о цветовом круге. Просмотр мультфильма «Краски». Основные цвета, составные. Теплые, холодные цвета. Звонки, глухие. Изучение цветовых нюансов. Понятие контрастные цвета, сближенные. Знакомство с основными жанрами. Пейзаж, портрет натюрморт. Изучение техники визирования. Практика 3 ч.: Выполнение творческих работ и упражнений для формирования и закрепления навыков работы акварелью, гуашью кисточками разной толщины и формы 10 по таким темам, как: «Палитра осени», «Палитра зимы», «Палитра весны», Живопись с натуры. Тестирование умения смешивать краски. Отработка умения отобразить на бумаге реальные предметы (форма, пропорции, цвет). Формы контроля: опрос, практическая работа, творческая работа. Раздел №3: Рисунок 5 ч. Теория 2,5 ч.: Знакомство с графическими материалами (карандаш, уголь), выразительными средствами графики (точка, пятно, линия, штрих). Изучение пропорций фигуры, лица человека. Изучение понятия «светотень», штриховка. Понятие «Линейный рисунок». Повторение пропорций лица. Изучение техники визирования. Практика 2,5 ч: Отработка навыков штриховки. Рисунки кистью по памяти деревьев, зимнего леса, парка. Передача формы, прорисовка веток. Изображение человека в различных положениях (стоя, сидя, лежа и т.д.) Умение изобразить эмоции на лице, соотносить пропорций собственного лица с идеальными. Рисование с натуры простейших геометрических форм (куб, шар). Отработка умения наложить «штрих по форме». Наброски с натуры, пленэр. Формы контроля: практическая работа, творческая работа. Раздел № 4: Основы композиции 2 ч. Теория 1 ч.: Основные понятия о композиции. Равновесие в цветовой декоративной композиции. Симметрия и асимметрия. Понятие форма. Основные формы. Роль цвета в передаче характера формы. Виды орнамента. Ритм. Знакомство с традиционными народными росписями (хохлома, гжель, городецкая роспись), Практика 1 ч.: Выполнение заданий на передачу симметрии и асимметрии в цвете: изображение бабочек. Создание композиции на передачу симметрии и асимметрии на плоскости. Выполнение декоративных композиций (без конкретного изображения) на передачу равновесия в изображении настроения: тревоги, радости, покоя. Отработка основных элементов росписей, создание композиций на их основе. Формы контроля: творческая работа. Раздел № 5: Композиция. Решение творческих задач по темам 7 ч. Теория 3,5 ч.: Закрепление понятий композиция, равновесие, симметрия и асимметрия. Понятие форма. Азы воздушной перспективы. Знакомство с произведениями русских и зарубежных художников. Практика 3,5 ч.: Выполнение заданий в разных техниках и разными материалами (карандаш, перо, фломастеры, акварель, гуашь) по темам: «Путешествие в сказку», «Царица Осень» (Умение заполнить лист разнообразными персонажами, развитие наблюдательности, умение графически решать лист). Композиции на тему «Новогодняя елка», «Снеговик на прогулке», «Символ года» и т. п. (развитие фантазии, воображения, зрительной памяти, умение работать с литературой, выработка аккуратности). «Снегири», «Мои, любимые животные» (умение графически решать лист, яркое, выразительное цветовое решение.). «Таинственный космос», «Прогулка (фигура человека в экстерьере)» (умение определить композиционный центр, передача настроений, выбор формата, развитие творческого воображения). Формы контроля: творческая работа Раздел № 6: Акварельный скетчинг 1 ч. 11 Теория 0,5 ч.: Понятие «акварельный скетчинг», инструктаж по ТБ, знакомство с видами направлениями историей возникновения. Знакомство с основными приемами. Практика 0,5 ч.: Выполнение заданий в таких направлениях скетчинга, как фудрисунок, флористический и анималистический скетчинг. Отработка умения правильно закомпоновать рисунок, закрепление технологических приемов работы с акварелью. Формы контроля: творческая работа Раздел № 8. Беседы по истории ИЗО Теория 15 – 20 минут на каждом занятии: Беседы по истории изобразительного искусства основаны на показе произведений искусства. Систематическое ознакомление детей с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В течение обучения ребята знакомятся с жанрами живописи: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анимализма также с Искусством Древнего мира (история, культура, живопись, архитектура, графика, известные памятники искусства Древнего мира). Первобытное искусство (палеолит, мезолит, эпоха, бронзы.) Египет, Передняя Азия, Эгейское искусство, Греция, Эллинизм, Рим. Также обучающиеся знакомятся с историей традиционных росписей, таких как: хохлома, гжель, мезенская, городецкая роспись. Формы контроля: опрос, тестирование 9. Итоговое занятие 1 ч. Теория 0,5 ч.: Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Практика 0,5 ч.: Тестирование по основным разделам и темам. Формы контроля: выставка работ обучающихся, тестирование 12 2. Организационно-педагогические программы условия реализации 2.1. Календарный учебный график Группа обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Группа № 1 15 января 24 июня 24 24 24 Группа №2 16 января 25 июня 24 24 24 Группа №3 16 января 25 июня 24 24 24 Режим занятий 1 занятие по 1 часу в неделю 1 занятие по 1 часу в неделю 1 занятие по 1 часу в неделю 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебные занятия проводятся в помещение, площадь 24 кв.м. отвечающее нормативам СанПиН., оборудованным столами, стульями, тумбами, напольными шкафами, полками. №п\п 1. Оборудование и материалы Доска аудиторная магнитно-маркерная 2. Светильники локального освещения 3. Информационные стенды 4. Натюрмортный фонд(предметы быта, муляжи, драпировки, геометрические формы) Альбомы, листы бумаги для рисования разного формата, цвета, фактуры, картон, бумажные салфетки Материалы и инструменты: Живописные: краски (акварель, гуашь, темпера), пастель, кисти, палитры, баночки для воды; Графические: карандаши, уголь, сангина, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ластики, точилки Вспомогательные: Клей ПВА, ножницы, фигурные дыроколы, резаки, линейки, бисер, проволока, элементы декора и т.п. 5. 6. 13 7. Ноутбук 8. Принтер 9. МФУ Кадровое обеспечение Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке. Методическое обеспечение программы 1. Презентации по темам: - Искусство вокруг нас. Чем и как работает художник. Эти удивительные краски - Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные цвета. Составные. - Основные жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. - Натюрморт «Верба» - Беседы о рисунке. Простой карандаш и все-все-все… - Выразительные средства графики (точка, пятно, линия, штрих) - Фигура человека. Пропорции тела. - Портрет. Пропорции лица. - Свет и тень. Рисование простейших геометрические форм (куб, шар) - Основы композиции. Симметрия и асимметрия. - Равновесие. Статика. Движение. - Форма изображаемого предмета. - Равновесие. Орнамент. Ритм «Снегири» - «Таинственный космос» -«Праздничный букет» - Мои любимые животные - История Древнего мира 2. Видеоматериалы: - мультфильмы «Учимся рисовать», «Краски» - Серия «Уроки тетушки Совы» Всемирная картинная галерея. Серия «Уроки тетушки Совы» Всемирная картинная галерея. https://youtube.com/playlist?list=PLYjQr8vff1JxYYDQut51B-KB0E8e6vEeL История искусств вместе с Хрюшей https://youtube.com/playlist?list=PLo_x7MtgUPjOZyCjuQWT5AR0o4A-KTZki История искусства (History of art ) 14 https://youtu.be/bI1NYSCoANU Как появилось искусство? Научный мультфильм (3 минуты) https://youtu.be/E0fQCQKUMc 3. Подборка журналов «Художественная галерея». – 2004 – 2006. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации для определения результативности освоения программы: - тестирование; - творческая работа; - выставка (текущая, тематическая, итоговая); - конкурс. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - портфолио объединения; - журнал; - ежегодный отчет педагога о деятельности ТО - видеозаписи мероприятий; - фотоматериал; - печатный материал (статьи, публикации в ВК); - готовые работы; - грамоты и дипломы, сертификаты; - материал анкетирования и тестирования. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - аналитический материал по итогам проведения диагностики; - выставки; - конкурсы; - открытое занятие; - мастер-классы; - портфолио. 2.4. Оценочные материалы В ходе реализации общеобразовательной общеразвивающей программы применяются следующие формы контроля: - входной контроль- первичная диагностика знаний и умений обучающихся, пришедших в творческое объединение, проводится в начале учебного года и служит критерием для выбора ступени; - текущий (осуществляется в ходе повседневной работы): наблюдение за группой и каждым ребенком в отдельности; По итогам занятия могут оформляться выставки: тематические, сезонные, текущие; - периодический (проводится после изучения логически законченной части программы): самостоятельные творческие работы, выставки работ с обсуждением достоинств и недостатков каждой 15 работы; обмен опытом и идеями, «находками»; на заключительных занятиях по отдельным темам возможно проведение конкурсов, викторин, кроссвордов, тестирование; - итоговый контроль (в конце учебного года): самостоятельные творческие работы в выбранной технике, тесты по основным темам.(Приложение 2) Образовательные результаты отслеживаются по следующим показателям: теоретическая подготовка: - соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; - осмысленность и правильность использования терминов. практические умения и навыки: - навык работы с материалами и инструментами; - композиционные навыки; - живописные навыки; - графические навыки; - креативность в выполнении заданий. общеучебные умения и навыки: - адекватность восприятия информации, идущей от педагога; - свобода владения и подачи информации; - умение сотрудничать; - самостоятельность при выполнении работы. учебно-организационные умения и навыки: - самостоятельная подготовка и уборка рабочего места; - аккуратность и ответственность в работе; - соблюдение правил безопасности. - Оценочные средства по программе по изобразительному искусству «Палитра» Показатели Критерии (оцениваемые параметры) 1. Соответствие теоретических знаний Теоретическая подготовка ребенка программным требованиям Владение специальной 2. Осмысленность и правильность терминологией использования терминов 3. Навык работы с Практические умения и различными инструментами и навыки материалами Владение специальным 4. Композиционные навыки; оборудованием и оснащением 5. Живописные навыки; Творческие навыки 6. графические навыки; 7. креативность в выполнении заданий 8. Адекватность восприятия Общеучебные умения и навыки Учебноинформации, идущей от интеллектуальные умения педагога 16 Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога Умение выступать перед аудиторией Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое рабочее место, навыки соблюдения правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу 9. Свобода владения и подачи информации 10. Самостоятельность, логика в построении выступления 11. Умение сотрудничать 12. Самостоятельная подготовка и уборка рабочего места 13. Аккуратность и ответственность в работе 14 Соблюдение ТБ Степень выраженности оцениваемого качества Минимальный уровень – обучающийся овладел менее половины объема знаний, навыков, предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, специальным оборудованием избегает употреблять специальные термины Средний уровень – объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет более половины объема, предусмотренных программой, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой, работает с литературой и оборудованием при помощи родителей или педагога Максимальный уровень – обучающийся усвоил практически весь объем знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, со специальной литературой и оборудованием работает самостоятельно и не испытывает затруднений Методы оценивания: - наблюдение; - беседа; - анализ результатов участия в конкурсах, фестивалях; - анализ результатов тестирования; -анализ результатов деятельности обучающихся; - анализ результатов коллективно-творческие дела; По результатам наблюдений можно судить о развитии того или иного обучающегося в процессе занятий в объединении. 17 3. Список литературы Список литературы для педагога Основная литература 1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие/ И. Д. Агеева. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 160с. - ISBN 5-89144-683-9 2. Афонькин, С. Игрушки / С. Афонькин. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 128 с. – ISBN 5-04-009267-9 3. Беда, Г. В. Живопись / Г.В. Беда. — М.: Просвещение, 1986.– 190 с. ISBN (В пер.) (В пер.): 80 к. 4. Васина Н. С.Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2012. - 127 с. - ISBN 978-5-8112-4520-8 5. Докучаева, Н. Мастерим бумажный мир / Н. Докучаева. – СПб.: ТОО «Динамит», ЗАО «Валери СПД», 1997. – 160 с. – ISBN 5-88155-208-3 6. Левин С. Л. Беседы с юным художником. — М.: Сов. писатель, 1998.285 с.- ISBN 5-269-00107-1 7. Магина, А. Бисер: Плетение и вышивка / А. Магина. – М.: «ОЛМАПРЕСС»; СПб.: Издательский дом «Нева», «Валери СПД», 1998. -171 с. ISBN 5-87322-948-1 8. Пьянкова Н. И.Изобразительное искусство в современной школе/ Н.И.Пьянкова -М.: Просвещение,2006. - 174с. - ISBN 5-09-0116559. Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002. – 159 с. – ISBN 5-17004150-0, ISBN 5-271-01197-6 10. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. — Ярославль, Академия развития, 1996. -235 с. - ISBN 5-7797-0021-4 11. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль, Академия развития, 1996. - 235 с. - ISBN 594799-205- 1; 5-94799-186-1 12. Энциклопедия рисования / Перев. с англ. — М.: Росмэн, 2001. -189 с. ISBN 5- 353-02145-2 13. Энциклопедический словарь юного художника /Сост. Н.И Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1989. – 415 с. - ISBN В пер. (В пер.) 14. Журнал «Коллекция идей». – 2002. - № 1. 15. Журналы «Художественная галерея». – 2004 – 2006. 16. https://handsmake.ru/pravopolusharnoe-risovanie-metodika.html 17. https://www.livemaster.ru/topic/3190640-blog-pravopolusharnoe-intuitivnoerisovanie 18 Литература для детей 1. Бёрджин, Марк, Кошки и котята: как рисовать: тематические уроки / Марк Бёрджин; [пер. с англ. Л. А. Борис]. – М.: Арт-Родник, 2014. 32 с. : ил., цв. ил.; 28 см.; ISBN 978-5-4449-0161-82. 2. Жукова Л. 100 великих художников: зарубежные мастера/ авт.-сост. Людмила Жукова. - Москва: Белый город, 2008. – 47 с.- ISBN 9785-7793- 0799-4 (В пер.) 3. Как научиться рисовать? / Перев. с англ.М. Д. Лахути. - М.: РОСМЭН, 2000. - 95, [1] с. : цв. ил.; 31 см.; ISBN 5-8451-0242-1 4. Сокольникова Н.М. Основы живописи/Н.М. Сокольникова - М. «ТИТУЛ» 2002 г.– 79 с. - ISBN 5-86866-068-2 5. Сокольникова Н.М Основы композиции / Н.М. Сокольникова - М. «ТИТУЛ»2002 г. – 79 с. -ISBN 5-86866-069-2 6. Шедевры импрессионизма / отв. ред. З. Сабанова – М.: Эксмо, 2020. 47 с. : цв. ил.; 28 см.; ISBN 978-5-04-108402-8 7. Энциклопедия рисования / Перев. с англ. — М.: Росмэн, 2001. -189 с. ISBN 5-353-02145-2 8. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1989. – 415 с. - ISBN В пер. (В пер.) Журналы «Художественная галерея». – 2004 – 2006 19