Содержание 1. Основные характеристики образования 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 5 1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы 6 1.4. Содержание программы 8 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 10 2.1. Календарный учебный график 10 2.2. Условия реализации программы 10 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 11 3. Список литературы 15 2 1. Основные характеристики образования 1.1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы для начинающих» разработана с учетом нормативноправовых документов: - Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Обутверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН) - Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Бисертская средняя школа №2». Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы для начинающих» - физкультурно-спортивная. Известно, что шахматы – это не только игра. Они помогают научиться управлять своим поведением, воспитывают самокритичность, организованность, чувство коллективизма, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, положительно влияют на развитие и совершенствование психических процессов и таких качеств, как память, внимание, восприятие, пространственное воображение, логическое мышление. 3 Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, воспитанники приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Шахматы могут оказать благоприятное влияние и на общее развитие детей. Безусловно, существует положительная развивающая связь шахмат со школьными предметами, прежде всего с математикой, геометрией, историей, географией, русским и иностранными языками. Например, с такими понятиями, как «центр», «квадрат», «треугольник», «горизонталь» и другими учащиеся познакомятся на уроках шахмат раньше, чем на уроках геометрии. Сама шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет учащемуся решать математические задачи любой сложности. Шахматное образование включает в себя знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера и повышение уровня общей образованности детей. Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности. Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально 4 организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Вовторых, учитываются знания условий жизни каждого занимающегося, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребѐнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. Адресат программы Категория обучающихся: Возраст обучающихся - 7-11 лет. Наполняемость группы: до 16 человек. Программа рассчитана на младший школьный и подростковый возраст, имеющих интеллектуальные способности и интерес к шахматам. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 45 минут Общее количество часов в неделю для каждой группы – 1 час Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу для каждой группы Объем программы: 96 часов Программа рассчитана на 6 месяцев Формы организации образовательной деятельности. Форма обучения - групповая. Особенности организации образовательного процесса. Набор в объединение осуществляется на свободной основе по заявлению родителей (законных представителей). Группы формируются с учетом дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся. Четыре группы, наполняемость каждой составляет: 12 – 16 человек. 1 группа – 7 - 8 лет; 2 группа – 8 - 9 лет; 3 группа - 9 - 10 лет; 4 группа - 10-11 лет 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Обучающие: - научить детей играть в шахматы; 5 - дать учащимся теоретические и практические знания по шахматной игре; - узнать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения; - способствовать овладению ребятами основ шахматной теории, тактики и техникой расчета вариантов; - способствовать развитию познавательной самостоятельности и научить работе с шахматной литературой; - изучение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших условиях. Воспитывающие: - привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом; - научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное; - планировать свою деятельность, работать самостоятельно; - научить уважать соперника. Развивающие: - развивать образное и ассоциативное мышление; - обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие; - развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; - ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире; - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы; - развивать способность к самооценке и самоконтролю; - расширить кругозор ребенка. 1.3. Планируемые (ожидаемые) освоения программы результаты Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 6 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Обучающиеся получат первоначальные представления о шахматах, научатся применять сформированные универсальные учебные действия для решения несложных шахматных задач. Оценочные материалы, формы аттестации не предусмотрены. 7 1.4. Содержание программы Учебный (тематический) план для каждой группы № п/п Названия разделов Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Форма контроля Количество часов Теория Практика Вводное занятие. Правила. Доска и ходы фигур. Запись ходов и партии. Цель игры. Взятия фигур. Матование одинокого короля. Пешечные окончания. Тактика. Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. Тренировочные партии. 1 1 0 1 0,5 0,5 2 3 1 1 1 2 6 2 4 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Турнир. 3 0 3 24 9,5 14,5 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение, оценка Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие. История возникновении шахмат. 1 час 2. Правила. Шахматная доска. Горизонтали, вертикали, центр-горка, край и угол. Фигуры и пешки. Ходы фигур. Расстановка фигур в начальной позиции.1 час 3. Обозначение полей шахматной доски. Разделение шахматной доски. Запись шахматной партии (шахматная нотация). Морской бой. 2 часа 4. Цель игры – победа в партии. Взятия фигур и пешек. Размен. Жертва. Комбинация с жертвой. Пути достижения победы. Ничья. 3 часа 5. Король – самая важная шахматная фигура. Как ходит король. Король против короля. Оппозиция. Матование одинокого короля. Ладья. Мат ладьей. Решение задач на линейный мат. Пат. Мат ферзем. Слон. Мат двумя ладьями. Ладья против слона. Ферзь против ладьи. Ферзь против двух ладей. Конь. Чем 8 опасен конь. В чем слабость коня. Мат конем. Закрепление материала и контроль успеваемости. 6 часов 6. Пешки: ходы, взятия, удары, превращение. Функции пешки. Сильные и слабые пешки. Король и пешка против одинокого короля. Правило квадрата. Король и две пешки против одинокого короля. Пешка против пешки. Пешка против различных фигур (исключения из правил). Пешечный прорыв. Пешка, поддержанная легкой фигурой. Минусы лишней пешки. Превращение пешки в фигуру. Закрепление материала и контроль успеваемости. 2 часа 7. Тактика. Советы и примеры из практики. Двойной удар. Завлечение и отвлечение. Сила и ценность шахматных фигур. Закрепление материала и контроль успеваемости. 2 часа 8. Дебют. Законы и заповеди дебюта. Детский мат. Правила развития фигур. Миттельшпиль. Эндшпиль. Закрепление материала и контроль успеваемости. 9. Тренировочные партии. Этика поведения во время партии. Игра команда на команду. Поиск совместных решений. 2 часа 10. Закрепление материала и турнир. 3 часа 9 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1. Календарный учебный график Группа обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Группа № 1 16 января 25 июня 24 24 24 Группа №2 12 января 28 июня 24 24 24 Группа №3 16 января 25 июня 24 24 24 Группа №4 15 января 24 июня 24 24 24 Режим занятий 1 занятие по 1 часу в неделю 1 занятие по 1 часу в неделю 1 занятие по 1 часу в неделю 1 занятие по 1 часу в неделю 2.2. Условия реализации программы Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, а также квалификация педагога и соответствующий уровень материально-технического обеспечения. Место и оборудование для занятий - светлое помещение с большими окнами, - удобные столы и стулья, - школьная доска для записей учителя, - шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков, - демонстрационная шахматная доска, - шахматы и доски, - шахматные часы. Для занятий от преподавателя требуются: - библиотека необходимой литературы, шахматные справочники и книги, - наглядная агитация, - бланки для записи партий, - турнирные таблицы. 10 Для реализации программы от учащегося необходимо следующее материальнотехническое обеспечение: - чистая тетрадь в клеточку, - блокноты шахматиста для записи партий, - ручка, карандаш, - шахматы (для домашних самостоятельных занятий). Кадровое обеспечение Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке. Методическое обеспечение программы Программа предполагает использование следующих методик обучения: - методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся); - методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории, техники и приемов в шахматах); - методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся). Основываясь на принципах систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, можно выделить следующие методы обучения: - словесный – беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, лекция; - наглядный – позволяет использовать разнообразные дидактические материалы (карточки с задачами, демонстрация на магнитной доске); - игровой – предусматривает создание игровой ситуации на уроке и ее разрешение. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В процессе практической работы используются следующие способы отслеживания результатов: - просмотр и исправление ошибок педагогом, - оценка качества выполненного задания, - участие и занятые места в турнирах. Оценка деятельности - похвала и поощрение – положительные вербальные подкрепления способствуют выработке интереса к шахматам в целом; - личные и командные турниры и соревнования являются ведущим способом оценки спортивной деятельности как таковой. 11 Методы диагностики результатов на разных этапах изучения программы Поскольку шахматы по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определенным результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности и освоения материала является успешная игра. Методы диагностики результатов: - разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры); - зачеты по эндшпильной технике; - турниры по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям; - конкурс «угадай ход». На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей - правилам игры, - элементарной технике реализации перевеса. В первом случае объясняются правила игры, во втором – алгоритмы выигрыша в эндшпилях. В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим для изучения более сложных вопросов. Во время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные способности позиции, что не позволяет играть по жесткой схеме. Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, но их конкретная реализация является объектом творчества учащегося. Основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся должен овладеть тактическим арсеналом шахмат. Происходит формирование следующего алгоритма мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчет – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении детьми дебютов и основ позиционной игры, особенно – типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является научно-поисковый. Практика показывает, что наиболее эффективным изучение дебютной теории становится в том случае, если большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. Естественно, что сразу добиться этого невозможно. Проведение 12 тематических турниров по различным дебютам и разбор партий позволяют научить школьника основным способам изучения начала шахматной партии. И, наконец, метод проблемного обучения используется на всех этапах программы, особенно при рассмотрении различий между отдельными школами игры. Дело в том, что, с точки зрения разных направлений шахматной мысли, один и тот же ход, план, дебютная система могут быть одновременно правильными и неправильными, хорошими и плохими. Разбор партий мастеров различных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, отказаться от ложных ценностей, порой, переступить через себя и понять, что незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей. Методы коррекции Учитывая, что становление ряда личностных характеристик ребенка происходит в спортивных шахматных состязаниях, за основу метода коррекции было принято формирование у воспитанника адекватного отношения к поражению. Ведь проигранная партия может восприниматься юным шахматистом поразному в зависимости от ситуации и вызывать различную реакцию. Методы коррекции обучения шахматной игре придуманы уже давно, удачно опробованы и представлены в таблице. Ситуации 1. Ребенок нерешителен, подолгу думает над ходом, боясь допустить ошибку, и, как следствие, попадает в цейтнот. Методы коррекции Воспитанник играет тренировочные партии, в которых тренер обращает внимание не на результат, а на время, затраченное на обдумывание хода. 2. Юный шахматист играет слишком осторожно и пассивно. Учащемуся дается возможность сыграть в турнире с более слабыми соперниками (при этом результаты турнира не будут иметь для ребенка отрицательных последствий даже при большом числе поражений). 13 3. Обучающийся допускает грубые ошибки от переутомления в конце игры. Вместе с воспитанником вырабатывается соответствующий его возможностям ритм игры. Обозначается возможное время для отдыха во время партии (например, когда над ходом думает соперник). Естественно, эта таблица не может, да и не должна рассматривать все возможные проблемы детей. Она просто характеризует метод принижения роли спорта в шахматах (пусть в ущерб качеству игры на каком-то этапе) для выработки новых качеств в ребенке, которые потом обеспечат его шахматный рост и создание более комфортных условий для занятий. 14 3. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основная (для учащихся) Д. Давлетов, В. Костров, «Шахматы для детей и родителей», СПб, «Книжный мир», 1996 г. В. Костров, Н. Яковлев, «Шахматы для детей и родителей», СПб, 1997 г. Для шахматистов 2-3 разряда. В. Костров, Рожков, «100 шахматных заданий (мат в 1 ход)», СПб, 1996 г. В. Костров, Рожков, «100 шахматных заданий (мат в 2 хода)», Спб, 1997 г. Д.Давлетов, В. Костров, «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей», СПб, «Ювента», 2001 г. Д. Давлетов, В. Костров, «626 шахматных задач. Решебник», СПб, «Литера», 2003 г. Д.Давлетов, В. Костров, «Уроки шахмат», М., «Астрель», 2006 г. В. Барский, «Карвин в Шахматном лесу», М., ООО «Дайв», 2008 г. Дополнительная (для учителя) 1. Алехин А.А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991. 2. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-4-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1969. 3. В. Костров, «Занимательные шахматы. Нескучный учебник.», СПб, «Тригон», 1997. 4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974. 5. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 2-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1971. 6. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры, - Минск: МП Бесядзь, 1997. 7. Котов А.А. Шахматное наследие Алехина. – М,: ФиС, 1982. 8. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М,, 1980. 9. Лисицин Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1953. 10.Нейштадт Я.И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979. 11.Портиш Л., Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979. 12.Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я.Б.Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984. 15