Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа №2» Россия, 623051, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Бисерть, ул.Чапаева, д.7 тел./факс 8(34398)6-16-30, e-mail: bisertschool2@yandex.ru, сайт: https://bisert2.uralschool.ru ПРИЛОЖЕНИЕ №6.13 к Основной образовательной программе начального общего образования (утверждена Приказом директора № 56 от 31.08.2023г) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх. Условия реализации программы Выполнение программы рассчитано на четырехлетний срок обучения в начальной школе. Первый год обучения - дети 6,5-8 лет, рассчитан на один учебный год. Второй год обучения - дети 8-9лет, рассчитан на один учебный год. Третий год обучения - дети 9-10 лет, рассчитан на один учебный год. Четвертый год обучения - дети 10-11 лет, рассчитан на один учебный год. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Продолжительность 1 класс – 35 -40 мин 2 класс – 40 мин 3 класс – 40 мин 4 класс – 40 мин Периодичность занятий 4 занятия в месяц 4 занятия в месяц 4 занятия в месяц 4 занятия в месяц Кол-во часов в неделю 1 час 1 час 1 час 1 час Кол – во часов в год 33 часа 34 часа 34 часа 34 часа Планируемые результаты на окончание 1 года обучения Личностные результаты У учащихся будут сформированы: -развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолеть трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. У учащихся могут быть сформированы: - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: -различать способ и результат действия; -контролировать процесс и результаты деятельности; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. 2 Учащиеся получат возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве. Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Учащиеся получат возможность научиться: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения поставленных задач; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - выражать в речи свои мысли и действия; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; - задавать вопросы; Учащиеся получат возможность научиться: -работать – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; -повысить эффективность работы участников дискуссии; -повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников. На окончание 2 года обучения Личностные результаты У учащихся будут сформированы: - основные базовые знания по математике, её ключевые понятия; -помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; -формировать творческое мышление; -способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися. У учащихся могут быть сформированы: - умения анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. 3 Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: -принимать и сохранять поставленную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Учащиеся получат возможность научиться: - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; -устанавливать аналоги. Учащиеся получат возможность научиться: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения поставленных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - использовать речь для регуляции своего действий; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; -выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Учащиеся получат возможность научиться: -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. На окончание 3-4 годов обучения. Личностные результаты У учащихся будут сформированы: 4 - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолеть трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности. У учащихся могут быть сформированы: - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; -умения включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Учащиеся получат возможность научиться: -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Учащиеся получат возможность научиться: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Учащиеся получат возможность научиться: 5 -выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; -использовать критерии для обоснования своего суждения; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Календарно-тематическое планирование 1 год обучения. № Тема Кол-во часов Теоритич еских часов Практиче ских часов 1 Вводное занятие. 1 1 - 2. Развиваемся, играя. 8 4 4 3. Геометрическая составляющая. 5 2 3 4. Текстовые задачи 7 3 4 5. Логические задачи. Математические игры. 7 3 4 6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. 5 1 4 33 14 19 Итого 2 год обучения. № Тема Кол-во часов Теоритич еских часов Практичес ких часов 1 Вводное занятие. 1 - 1 2. Числа и операции над ними 8 4 4 3. Геометрические фигуры и величин. 5 2 3 4. Текстовые задачи 8 3 5 5. Логические задачи. Математические игры. 7 - 7 6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. 4 1 3 7. Подведение итогов. 1 - 1 34 10 24 Итого 6 3 год обучения. № Кол-во часов Тема Теоритиче ских Практичес ких часов часов 1 Вводное занятие. 1 - 1 2. Текстовые задачи. 8 4 4 3. Геометрические фигуры. 5 2 3 4. Логика. Головоломки. 8 3 5 5. Логические задачи. 7 - 7 6. Математические игры. 4 1 3 7. Подведение итогов. 1 - 1 34 10 24 Кол-во часов Теоритич еских Практич еских часов часов Итого 4 год обучения. № 1. 2. Тема Вводное занятие. Многозначные числа и операции над ними 1 8 4 1 4 3. Геометрические тела. 5 2 3 4. Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. 8 3 5 5. Логические задачи. 7 - 7 6. Математические игры. 4 1 3 7. Подведение итогов. 1 - 1 34 10 24 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1 год обучения. 1.Вводное занятие.(1 ч.) Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления. 2.Развиваемся, играя. (8 часов) Из истории натуральных закономерности. чисел, конструирование из палочек, логические квадраты, 3. Геометрическая составляющая. (5 часов) Основные понятия, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических составляющих. Конструирование аппликаций. 4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами. (7 часов) Решение задач разными способами. Решение задач в стихотворной форме, старинных задач, задач повышенной трудности. 5. Логические задачи. Математические игры. (7 часов). Элементы множества. Решение логических задач. Математические интерне викторины. Задачки шутки. Задачи невелички. Тренировка слуховой памяти. 6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (5 часа) Основные правила решения ребусов, шарад, кроссвордов. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 2 год обучения. 1. Числа и операции над ними. (9 часов) Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления. Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). 3. Геометрические фигуры и величины. (5 часов) Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур. 4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами. (8 часов) Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. 5. Логические задачи. Математические игры (7 часов). Обобщение изученного в курсе. Математические игры. 6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (5 ч) 8 Основные правила составления ребусов, шарад, кроссвордов. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 3 год обучения. 1. Вводное занятие.(1 час) Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления. 2. Текстовые задачи. (8 ч). Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. Составления задач на основе краеведческого материала. 3. Геометрические фигуры (5 часов). Знакомство с геометрическими фигурами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур. 4. Логика. Головоломки. (8 часов) Совершенствование воображения, развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. Магические квадраты. Знакомство с разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования 5.Логические задачи. (7 часов) Знакомство с компьютерного разделами математики, моделирования. которые широко используются в области 6. Математические игры. (5 ч.) Игры с таблицей умножения. Игра «Кто хочет стать миллионером?» Математические игры и тренажёры. Игра «Сто к одному». Подведение итогов. 4 год обучения. 1. Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления. 2. Многозначные числа и операции над ними. (8 часов) Из истории чисел. Арифметические действия. Задачи с одинаковыми цифрами 3. Геометрические тела. (5 часов) Знакомство с геометрическими телами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических тел. 4. Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. (8 часов) Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. 5. Логические задачи. (7 часов) Игры и задания направлены на формирование у детей начальных представлений об алгоритме, действиях над множеством. 6. Математические игры. (5 ч. ) 9 Пользуемся тренажерами. Играем в математические игры. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 год обучения (33 часа) Тема № 1. Форма проведения занятия Вводное занятие Беседа Развиваемся, играя. (8 часов) 3. Спичечный конструктор (счетные палочки). «Развиваемся, играя» Мозговой штурм 4. Магия чисел. Римские цифры. Мозговой штурм 5. Монеты России. «Развиваемся, играя». Математические рассказы. 6. Математика и зеркало. Математические фокусы. 7. Задачи с одинаковыми цифрами. Кооперативное обучение Групповая дискуссия Мозговой штурм 8. 9. Магическое яйцо. Магические квадраты. Японские кроссворды. “Считайте” ногами. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Мозговой штурм Кооперативное обучение Геометрическая составляющая. (5 часов) 10 Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Получение прямой путём сгибания бумаги. Кооперативное обучение 11 Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломанной Групповая дискуссия 13 Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. Конструирование модели самолёта из полосок бумаги. Угол. Развёрнутый угол. Прямой угол. Непрямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Метод придумывания 14 Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Составление аппликации «Ракета». Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром. Метод придумывания 12 Кооперативное обучение 10 Тема Форма проведения занятия № 15 Текстовые задачи. Решение задач разными способами. (7 часов) Мозговой штурм Виды текстовых задач. 16 Решение задач в стихотворной форме. Мозговой штурм 17 Правильное условие – половина решения. 18 Составления рисунка к задаче. Групповая дискуссия Мозговой штурм 19 Составление схем к условию задач. алгоритмы решения задач. 20 Старинные задачи. Решение старинных задач 21 Задачи повышенной трудности. Олимпиадные задачи. Схемы и Кооперативное обучение Мозговой штурм Групповая дискуссия Логические задачи. Математические игры. (7 часов). 22 Множества. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество. Метод придумывания 23 Пересечение множеств. Объединение множеств. Мозговой штурм 24 Решение логических задач. 25 Математические дорожки: а) математические кресты б) математические квадраты; в) числовое окно; г) цифры в цифрах. Групповая дискуссия Кооперативное обучение 26 Задачи- шутки. Задачи – невелички. Развитие логического мышления. Мозговой штурм 27 Математические Интернет – олимпиады и викторины. Мозговой штурм 28 Числовые горизонтали. Тренировка слуховой памяти Групповая дискуссия Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (5 часа) 29 Учимся разгадывать и составлять ребусы Мозговой штурм 30 Учимся зашифровывать слова с помощью рисунков. Учимся разгадывать шарады Кооперативное обучение 31 Учимся отгадывать загадки. Игра в слова «Необыкновенные превращения». Групповая дискуссия 32 Учимся разгадывать кроссворды Мозговой штурм 33 Подводим итоги. Беседа ИТОГО: 33 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 год обучения (34 часа) № Тема занятия 1 2 Форма проведения занятия Числа и операции над ними. (9 часов) Вводное занятие Беседа Кооперативное обучение Виды математических игр и заданий. 3 Цифры и числа. Самое большое число. Групповая дискуссия 4 Из истории чисел. Арифметика каменного века. Счет по пальцам. Почему мы считаем до десяти. Кооперативное обучение 5 Системы исчисления. Счет дюжинами, шести десятками (минуты и секунды), пятерками и т.д. Групповая дискуссия 6 Ноль и бесконечность. Счетные устройства (от абака до калькулятора). Мозговой штурм 7 Все арифметические действия. Какое действие самое важное? Кооперативное обучение 8 Скобки все решают. Групповая дискуссия 9 Задачи с одинаковыми цифрами. Мозговой штурм 10 Геометрические фигуры и величины. (5 часов) Кооперативное обучение Старинные меры измерений. 11 Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа «38 попугаев». Групповая дискуссия 12 13 Геометрические фигуры. Все виды Кооперативное обучение Метод придумывания 14 15 16 17 Китайская головоломка “Танграм”. Групповая дискуссия Текстовые задачи. Решение задач разными способами. (8 часов) Виды текстовых задач Кооперативное обучение Правильное условие – половина решения Мозговой штурм Метод придумывания Х – это неизвестное. Решение задач с помощью уравнений. 18 Старинные задачи. Решение старинных задач. Групповая дискуссия 19 Арифметическое и алгебраическое решение задач. Кооперативное обучение 20 Схемы и алгоритмы решения задач. Кооперативное обучение 21 Задачи повышенной трудности. Групповая дискуссия Преобразование геометрических фигур на плоскости. 12 № 22 Тема занятия Решение тестовых задач. 23 Логические задачи. Математические игры (7 часов). Групповая дискуссия Истина и ложь. Таблицы истинности. Предикаты. 24 Логические операции И, ИЛИ, НЕ. Метод придумывания 25 Способы решения логических задач. Кооперативное обучение 26 Решение логических задач. Развиваем память. Мозговой штурм 27 Решение логических задач. Развиваем внимательность Групповая дискуссия 28 Решение логических задач. Развиваем воображение. Метод придумывания 29 Решение логических задач. Развиваем мышление. Мозговой штурм 30 Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (4 ч) Кооперативное обучение Учимся составлять ребусы. Игра в слова: "Похожие слова". 31 Учимся составлять шарады. Игра в слова: "Наоборот". Кооперативное обучение 32 Учимся составлять загадки. Игра "Лабиринт загадок". Метод придумывания 33 34 Учимся составлять кроссворды. "Столбик слов". Групповая дискуссия Кооперативное обучение Подведение итогов ИТОГО: Форма проведения занятия штурм Мозговой 34 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 год обучения (34 часа) № Форма проведения занятия Тема занятия Вводное занятие (1 час) 1. Вводное тестирование 5 6 Текстовые задачи. (8 ч). Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции Изучаем родной край. Заочное путешествие Составление задач, основанных на числах краеведения Задачи повышенной трудности Задачи с одинаковыми цифрами 7 Решение задач тестового характера. 8 9 Японские кроссворды 2 3 4 Олимпиадные задачи. 14 Геометрические фигуры (5 часов) Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без деления Виды треугольников по углам: прямоугольный , тупоугольный, остроугольный Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. 15 Логика. Головоломки. (8 часов) Решение головоломок. Совершенствование воображения 10 11 12 13 16 17 18 Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции Задания по поиску закономерностей. Развитие концентрации внимания Алгоритм. Составление алгоритмов. Выполнение действий по алгоритму. Развитие концентрации внимания Беседа Кооперативное обучение Кооперативное обучение Метод придумывания Мозговой штурм Метод придумывания Групповая дискуссия Мозговой штурм Мозговой штурм Кооперативное обучение Групповая дискуссия Кооперативное обучение Мозговой штурм Групповая дискуссия Кооперативное обучение Мозговой штурм Групповая дискуссия Кооперативное обучение 14 № 21 Тема занятия Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Тренировка внимания. Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Головоломки. Развитие логического мышления. 22 Магические квадраты. Развитие умения решать нестандартные задачи. 19 20 Форма проведения Мозговой штурм занятия Кооперативное обучение Групповая дискуссия Мозговой штурм Логические задачи. (7 часов) 23 Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение и объединение множеств. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ». Кооперативное обучение 24 Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ». Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ». Мозговой штурм 25 Граф. Вершины и ребра графа. Кооперативное обучение 26 27 Граф с направленными рёбрами Аналогия 28 Закономерность. 29 Аналогичная закономерность. Групповая дискуссия Кооперативное обучение Математические игры. (5 ч.) Метод придумывания Мозговой штурм 30 Игры с таблицей умножения 31 Игра «Кто хочет стать миллионером?» 32 Математические игры и тренажёры. 33 Игра «Сто к одному». Групповая дискуссия Мозговой штурм 34 Подведение итогов. Беседа ИТОГО: 34 часа 15 КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 год обучения (34 часа) № Тема занятия Форма проведения урока Вводное занятие (1 час) 1 Вводное тестирование Беседа Многозначные числа и операции над ними. (8 часов) Многозначные числа. Самое большое число. Из истории чисел. Групповая Арифметика каменного века. Системы исчисления. дискуссия 3 Кодирование 4 Счетные устройства (от счёт до компьютера). 5 Все арифметические действия. Какое действие самое важное? 6 7 Скобки все решают 8 Магические квадраты. 9 Японские кроссворды. Метод придумывания Кооперативное обучение Групповая дискуссия Мозговой штурм Групповая дискуссия Кооперативное обучение Мозговой штурм 2 10 Задачи с одинаковыми цифрами. Геометрические тела. (5 часов) Прямоугольный параллелепипед Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного параллелепипеда изготовление модели прямоугольного параллелепипеда 11 Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба 12 Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос. 13 Осевая симметрия. 14 Представление о цилиндре. Знакомство с шаром и сферой. 15 16 17 18 Метод придумывания Кооперативное обучение Групповая дискуссия Кооперативное обучение Мозговой штурм Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. (8 часов) Метод Задачи на нахождение закономерностей. придумывания Задачи на нахождение принципа группировки. Кооперативное обучение Задачи с многовариантными решениями. Развитие быстроты реакции. Групповая дискуссия Задачи на классификацию, выявление закономерностей. Тренировка Мозговой штурм внимания. 16 № Тема занятия Форма проведения Групповая урока дискуссия 19 Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений. Тренировка зрительной памяти 20 Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины. Развитие быстроты реакции. Решение задач, не имеющих однозначного решения. Развитие быстроты реакции Решение нестандартных и нетрадиционных задач. Тренировка зрительной памяти Логические задачи. (7 часов) Метод придумывания Кооперативное обучение Групповая дискуссия 23 Расселяем множества. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ». 24 Правило «ЕСЛИ - ТО». Делаем выводы. 25 Алгоритм. Метод придумывания Групповая дискуссия Мозговой штурм 26 Схема алгоритма 27 28 Ветвление алгоритма. 29 Алгоритмы с ветвлением и циклами 21 22 Кооперативное обучение Мозговой штурм Мозговой штурм Цикл в алгоритме. Групповая дискуссия Математические игры. (5 ч. ) 30 Математические игры и тренажёры. 31 Игра «Пирамида множеств». 32 Игра «Что такое? Кто такой?» 33 Игра « Какой признак? Чей признак?» 34 Подведение итогов. ИТОГО: Групповая дискуссия Кооперативное обучение Мозговой штурм Метод придумывания Беседа 34 часа 17 Список рекомендованной литературы. 1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г. 2. Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г. 3. Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г. 4. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г. 5. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. 6. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003. 7. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002. 8. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 – 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г. 9. Савенков А. И. « Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г. 10.Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г. 11.Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004. 12.Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004. 13.Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006 14.Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-наДону: “Деникс”, 2003. 15. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007 16.Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 1 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г. 17.Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г. 18.Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 3 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г. 18