РП КВД Я-исследователь

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа №2»
Россия, 623051, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Бисерть, ул.Чапаева, д.7
тел./факс 8(34398)6-16-30, e-mail: bisertschool2@yandex.ru, сайт: https://bisert2.uralschool.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ №6.12
к Основной образовательной программе
начального общего образования
(утверждена Приказом директора
№ 56 от 31.08.2023г)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

1. Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в
полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение
учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать
эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать
процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество
его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной
деятельности.
Цель программы: создание условий для успешного освоения
учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
• формировать представление об исследовательском обучении как
ведущем способе учебной деятельности;
• обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
• развивать познавательные потребности и способности, креативность.
2. Общая характеристика учебного курса
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной
деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения
действительности и его главные цели - установление истины, развитие
умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля
мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и
определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся
личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные
категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых,
их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их
исследовательской деятельности.
Программа “Я - исследователь” - интеллектуальной направленности.
Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и
программу исследовательского обучения младших школьников автора
А.И.Савенкова.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой
сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными
терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта
исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по
предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической
готовности учащихся к представлению результатов работы.

3. Описание места учебного курса
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования.
В соответствии с учебным планом МКОУ «Бисертская средняя школа
№2» на проектную деятельность в 1-4
классах отводится 1
внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33
часа в 1 классе, 34 часа - во 2-4 классах внеаудиторной занятости.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценность программы заключается в том, что учащиеся
получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить
весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и
их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с
семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и
взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный
жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и
т.д.
5. Результаты изучения учебного курса
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Личностные, метапредметные предметные результаты освоения
учебного курса
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений,
абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ,
участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные и метап зедметные результаты
результаты

формируемые умения

личностные

•
формировании у организация на занятии
детей мотивации к парно-групповой
обучению, о помощи им работы
в самоорганизации и
саморазвитии.
•
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве, развитие
критического
и
творческого мышления.

средства
формирования

Метапредметные
результаты
регулятивные

•
учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве
с
учителем;
•
планировать свое
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей и
условиями
ее
реализации, в том числе
во внутреннем плане

•
в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
•
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
•
проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве

•
осуществлять
итоговый и пошаговый
контроль по результату;

познавательные

•
умения учиться:
навыках
решения
творческих задач и
навыках
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации.
•
добывать
необходимые знания и с
их
помощью
проделывать
конкретную работу.
• осуществлять поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной литературы;
- основам смыслового
чтения художественных
и
познавательных
текстов,
выделять
существенную
информацию из текстов
разных видов;
• осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных
и
несущественных
признаков;

•
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета

коммуникативные

•
Учиться выполнять
различные
роли
в
группе
(лидера,
исполнителя, критика).

•
учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию;

•
умение
координировать
свои
усилия с усилиями
других.
•
формулировать
собственное мнение и
позицию;
•
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов;
• задавать вопросы;
•
допускать
возможность
существования у людей
различных
точек
зрения, в том числе не
совпадающих с его
собственной,
и
ориентироваться
на
позицию партнера в
общении
и
взаимодействии;
•
учитывать разные
мнения и стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве

•
понимать
относительность
мнений и подходов к
решению проблемы;
•
аргументировать
свою
позицию
и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве
при
выработке
общего
решения в совместной
деятельности;
•
продуктивно
разрешать конфликты
на
основе
учета
интересов и позиций
всех его участников;
•
с учетом целей
коммуникации
достаточно точно, по­
следовательно и полно
передавать
партнеру
необходимую
информацию
как
ориентир
для
построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать
выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их
оценки:
Должны научиться Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут
быть сформированы следующие способности:
•
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
•
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,
выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
•
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки
зрения других).
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
•
действия, направленные на выявление
проблемы и определить
направление исследования проблемы;
•
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
•
обозначится граница исследования;

•
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные
провокационные идеи;
•
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы
исследования;
•
поведется последовательно исследование;
•
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается
информация);
•
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
•
подготовится отчет - сообщение по результатам исследования;
•
организуются публичные выступления и защита с доказательством
своей идеи;
•
простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с
привлечением родителей;
•
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
•
организуется
экспресс исследование, коллективное и
индивидуальное;
•
продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах
не менее 50%;
•
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и
творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
•
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования
собираемой информации;
•
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК
СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
•
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям,
полученным ими в совместной творческой, исследовательской и
практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших
школьников:
• альбом,
• газета,
• гербарий,
• журнал, книжка-раскладушка,
• коллаж,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
• модель,
• музыкальная подборка,

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия
6. Содержание учебного курса

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ
по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной
работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности:
от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной
мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся
ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной
деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно­
следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым
вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой
над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную
информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно
они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над

проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить
одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо
проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число
подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том
числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии
и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей
своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере
деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе
встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на
действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из
Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель
констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости
поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и
мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка,
поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,
спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом,
оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная
презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают
свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель
не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не
участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой
фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать
достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе
над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения,
оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После
завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность
рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать
похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта
будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При
прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность
материала.
Программа предусматривает достижение 3
Первый
результатов
(1 класс)

уровень Второй
результатов
(2-3 класс)

предполагает
приобретение
первоклассниками
новых знаний, опыта
решения
проектных
задач по различным
направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной
деятельности, умении
поэтапно
решать
проектные задачи

уровней результатов:

уровень Третий
результатов
(4 класс)

предполагает
позитивное отношение
детей
к
базовым
ценностям общества, в
частности
к
образованию
и
самообразованию.
Результат проявляется в
активном
использовании
школьниками
метода
проектов,
самостоятельном
выборе тем (подтем)
проекта, приобретении
опыта
самостоятельного

уровень

предполагает
получение
школьниками
самостоятельного
социального
опыта.
Проявляется в участии
школьников
в
реализации социальных
проектов
по
самостоятельно
выбранному
направлению.
Итоги
реализации
программы могут быть
представлены
через
презентации проектов,
участие в конкурсах и

поиска, систематизации
и
оформлении
интересующей
информации.

олимпиадах по разным
направлениям,
выставки, конференции,
фестивали,
чемпионаты.

7. Содержание учебного курса по годам изучения
1 класс
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? - 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском
поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического
мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку).
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. - 1 час
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными
справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную
литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. - 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать
умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения
практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь
учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения
видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть
проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка
предположения (гипотезы. - 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений
задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской
деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения.
Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по
прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать
схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. - 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной
тематике. - 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки
творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ - средство стимулирования
проектной деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над
умением анализировать и делать выводы.

Календарно - тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что такое исследование?

1

2-3

Как задавать вопросы?

2

4-5

Как выбрать тему исследования?

2

6

Учимся
выбирать
литературу
(экскурсия в библиотеку)

7-8

Библиотечное занятие
«Знакомство
с 2
информационными
справочниками»
(продолжение темы «Учимся выбирать
дополнительную литературу»)

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

11-12

Совместное
планирование
задания

13-14

Выдвижение идеи (мозговой
Развитие умения видеть проблемы.

дополнительную 1

2

или
самостоятельное 2
выполнения практического
штурм). 2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). 2
Формулировка предположения (гипотезы)

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. 2
Развитие умений задавать вопросы.

19

Экскурсия как средство стимулирования 1
исследовательской деятельности детей

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения 2
задания

22-23

Составление аннотации
книге, картотек

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. 2
Как делать схемы?

26-27

Методика проведения
самостоятельных 2
исследований.
Коллективная
играисследование.

28-30

Индивидуальные творческие
уроке по выбранной тематике

31-32

Выставки творческих работ средство 2
стимулирования проектной деятельности
детей.

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого

33

к

прочитанной 2

работы

на 3

2 класс
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие
формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования - 2ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование
актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как
проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать
актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования - 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого
процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы
исследования.
Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что
такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить
гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть...,
предположим..., допустим., возмож но., что, е с л и .
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло,
если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека
на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей”
и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы,
различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) - 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с
основными доступными детям методами исследования:
подумать
самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у
других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего
исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной
компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в
ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и
т.д.).
Знать: - методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования,
задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ
выявления проблем - 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение
преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные
зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе
наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения
(микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в
точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди
ошибки художника”.
Знать: - метод исследования - наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое
коллекционирование.
Кто
такой
коллекционер.
Что
можно
коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь: - выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях - 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об
экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: - понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях - 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки,
значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться
способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить
главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем
исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление
рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем:
“Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на
вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих
в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной
защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7

Цели и задачи исследования.

2

8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

10-13

Организация
занятие.)

14-17

Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.

4

18-19

Коллекционирование.

2

20

Экспресс-исследование
собирают люди»

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2

23

Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на 1
моделях

25-27

Сбор материала для исследования.

3

28-29

Обобщение полученных данных.

2

30

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение

1

исследования.

«Какие

(практическое 4

коллекции 1

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

1

Итого

34

3 класс
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на
мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования
- 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для
исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) - 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? - 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез - 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для
достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы - 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-14. Знакомство с методами и предметами исследования.
Эксперимент познания в действии - 4 ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет
исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема
15-17.
Обучение
интервьюированию - 3ч.

анкетированию,

социальному

опросу,

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 18-20. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования - 3ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 21-23. Анализ прочитанной литературы -3ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно
записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 24-25. Исследование объектов - 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах
учащихся.
Тема 26-27. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,
выделять главное и второстепенное - 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»
Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 28-29. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы - 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на
развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 30. Как сделать сообщение о результатах исследования - 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 31-32. Оформление работы - 2ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 33-34. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации - 2ч.
Работа на компьютере - создание презентации.
Тема 35. Мини конференция по итогам собственных исследований - 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 36. Анализ исследовательской деятельности - 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.

4 класс
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.
Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме
исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме
исследования - 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ
материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала
для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования - 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика - 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации - 3ч.
Выполнение презентации
к проекту. Подбор необходимых картинок.
Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите
-1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками - 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК - 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности - 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ п/п

Тема занятия

1

Знания, умения и навыки, необходимые в 1
исследовательской работе.

2-3

Культура мышления.

Кол-во часов

2

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и 2
аналогии.

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, 2

актуализация проблемы
8-9
10-11

Целеполагание, актуализация
выдвижение гипотез

проблемы, 2

Предмет и объект исследования

2

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор 1
литературы по теме исследования.

13-14

Ознакомление с литературой по данной 2
проблематике, анализ материала.

15-16

Наблюдение и экспериментирование.

2

17-18

Техника экспериментирования

2

19-20

Наблюдение
Совершенствование
экспериментирования

21-22

Правильное мышление и логика.

2

23-24

Что такое парадоксы

2

25-27

Обработка
данных.

28-30

Работа в компьютерном классе. Оформление 3
презентации

31

Подготовка публичного выступления. Как 1
подготовиться к защите.

32

Защита
исследования
одноклассниками.

33

Выступление на школьной НПК

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской 1
деятельности
Итого

и

анализ

наблюдательность. 2
техники

всех

полученных 3

перед 1
1

34

8. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я исследователь» необходимы следующие принадлежности:
• компьютер, принтер, сканер, проектор;
XVIII. Литература
Для учителя- интернет
1.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2.
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших
школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3.
М.В. Дубова
Организация проектной деятельности младших
школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.
БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для
младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
3. Интернет - ресурсы
4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».