Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа №2» __________________________________________________________________________________ Россия, 623051, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Бисерть, ул.Чапаева, д.7 тел./факс 8(34398)6-16-30 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к АООП ОО УО (в.1) (утверждена Приказом директора № 43б от 28.08.2020г) УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся по Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) Пояснительная записка Учебный план МКОУ «Бисертская средняя школа №2» фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах: 1 вариант — I-IV; V-IX классы (9 лет); 2 вариант — подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет); 3 вариант — I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 4 вариант — подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет). МКОУ «Бисертская средняя школа №2» реализует 1 вариант обучения. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа). Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IV классы Предметные Классы Количество часов в год области Учебные предметы I II III IV Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 99 99 66 102 136 68 102 136 68 102 136 68 405 507 270 2. Математика 2.1.Математика 3.1.Мир природы и человека 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 99 136 136 136 507 66 34 34 34 168 66 34 34 34 168 33 34 34 34 135 99 102 102 102 405 66 693 34 680 34 680 34 680 168 2733 - 102 102 102 306 693 782 782 782 3039 198 204 204 204 810 132 136 136 136 540 1023 1122 1112 1122 4389 3. Естествознание 4. Искусство 5. Физическая культура 5.1. Физическая культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность Всего Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V-IX классы Предметные Классы Количество часов в год области V VI VII VIII IX Всего Учебные предметы Обязательная часть 13 1. Язык и 1.1. Русский язык 136 136 136 136 680 6 13 речевая 1.2. Чтение 136 136 136 136 680 6 практика (Литературное чтение) 10 2. Математика 2.1. Математика 136 136 102 102 578 2 2.2. Информатика 34 34 34 102 3. 3.1. Природоведение 68 68 136 Естествознание 3.2. Биология 68 68 68 204 3.3. География 68 68 68 68 272 4.1. Мир истории 4. Человек 68 68 4.2. Основы социальной жизни 34 34 68 68 68 272 4.3. История отечества 68 68 68 204 5. Искусство 5.1. Изобразительное 68 68 6. Физическая культура 7. Технологии искусство 5.2. Музыка 34 6.1. Физическая культура 102 102 102 102 102 510 7.1. Профильный труд 204 204 238 272 272 1190 918 952 986 1020 1020 4998 68 68 68 68 68 340 986 1020 1088 1122 1122 5338 204 204 204 1020 136 136 136 1326 1360 1428 136 1462 136 1462 680 7038 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: Всего 204 34 204